Веломаршрут Иркутск - Порт Байкал

Автор:Дмитрий Новиков(Lost)
Опубликовано:07.09.2004
Ключевые слова: Порт Байкал, веломаршрут

"Плохо, плохо, плохо – и, вдруг, хорошо!"
(С) Иващенко и Васильев

Дмитрий Новиков
(aka Lost)
Как известно из народного опыта, всё хорошее быстро кончается. Лето в этом году не составило исключения из правил, незаметно промелькнув в суете и заботах. На дворе стоит месяц сентябрь, и холод по утрам настойчиво напоминает о том, что сезон покатушек на велосипедах близится к завершению. Всю последнюю неделю в голове бродила мысль о том, что из-за нехватки свободного времени, а, скорее всего, из-за природной лени, у меня никак не получается поучаствовать в чем-нибудь ярком и запоминающемся, и вспоминать "на свалке" о годе 2004-м будет особо нечего. В прошлом сезоне самыми яркими и запоминающимися событиями для меня были две поездки с друзьями и знакомыми из Иркутска в Порт Байкал, предпринятые в июне и в августе. Идея повторить сей подвиг начала витать в массах, как только сошел снег, но дальше идеи дело почему-то не шло. Возможно потому, что для реализации проекта нужно собрать как минимум троих человек, согласных педалить день напролёт по "реальной дороге", а так же потому, что среди них должен быть хотя бы один участник, исполняющий обязанности Ивана Сусанина. К началу сентября стало ясно, что оптимизм по поводу ПБ в народе угас и, соответственно, "кина не будет". И тут в дело вмешался Его Величество Случай и мой картографический кретинизм.

Часть первая. Лирическая.

Началось всё, как водится, в пятницу – с поиска прогноза погоды в инете и робкой попытки поднять на angara.net и ravnovesie.net тему с поездкой в ПБ. Моё предложение вызвало в народе некоторый интерес, но желающие присоединиться откликнулись слишком поздно, уже ночью. "Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков" подумал я, мысленно поставив на идее жирный красный крест. Меж тем на форумах обсуждались два варианта – маршрут из Иркутска до Орлёнка в субботу и маршрут с Большого Луга "куда-нибудь" в воскресенье. Вариант с Орленком мне понравился больше, маршрут на карте смотрелся достаточно солидно. Отписав Алексею (Creat) – "Буду ваш вариант рассматривать как запасной", я подумал, что без проблем перехвачу народ по дороге в районе переправы через Хею. С этой мыслью я отбыл с работы домой, по пути завернув на рынок что бы прикупить на завтра вкусняшки.

В субботу утром, в 08:05 я выкатил свой надраенный до блеска пепелац на улицу и в неспешном темпе поехал до Юбилейного – там удобнее всего выезд со стороны Солнечного на дорогу Иркутск – Новогрудинино, по которой проходит первая часть маршрута. До места, где я задумал устроить засаду на остальных участников – 14 км асфальтированной и ещё 14 км хорошо укатанной грунтовой дороги. Еду не торопясь, потому что знаю, что остальные участники собирались стартовать в 09:00 с Академгородка и у меня в запасе будет как минимум 30-40 минут ожидания. Как потом выяснилось, основная группа стартовала от Академгородка позже, чем планировалось, в 09:30.

Александр Васнёв
(aka Grras),
Алексей Верин
(aka Creat)
Ровно через час они просвистели мимо моего укрытия и остановились перед болотиной возле переправы через Хею. "Ага! Попались!" – подумал я и пошел здороваться и знакомиться. "Какой-то левый тип, как бы не поперся за нами" – подумали мужики и начали быстро снимать обувь, что бы поскорее перебраться на другую сторону. Представляемся друг другу, не упоминая при этом своих позывных на форуме и в аське – у меня появляется подозрение, что Алексей меня не узнал – отправить свою фотографию заранее я не удосужился. До этого момента мы виделись только один раз, и то мельком – на Пике Черского. Через пять минут я пожинаю плоды своей забывчивости – ребята садятся на байки и срываются с места как ракеты "земля-воздух" с явным намерением уйти от меня за горизонт. Что бы не отстать от них окончательно, приходиться напрягаться, попутно вспоминая, как преодолеваются препятствия типа "бревно". Длинную гать через болотину проходим, не намочив ног – воды мало, и по брёвнам можно нормально добраться до сухого места. Садимся на коней и несёмся дальше, технично объезжая многочисленные лужи на дороге. Отмотав 6 км от места встречи, останавливаемся на перекус недалеко от моста через Шинихту. Некоторое время блаженствуем, поглощая запасённые вкусняшки. Я спрашиваю у ребят их позывные на форуме и называю свой; общаться становиться значительно легче, подозрения с меня сняты. Как ни странно, это совершенно не сказывается на скорости нашего дальнейшего совместного передвижения, и я начинаю подозревать, что они всегда так ездят!

Километра через два останавливаемся возле очень подозрительного места. Видим небольшой ручеёк, пересекающий дорогу, яму, которую он промыл в песке и сплошной кустарник, произрастающий в ложбине, откуда вытекает ручеёк. По карте же значится мост через речку Дабат и поворот дороги направо и вверх по этой самой речке. Никаких признаков дороги не видно – и я опять обращаюсь к карте, думая про себя, что, скорее всего, дорога сворачивает на Дабат в следующем распадке. Высказываю свои сомнения вслух, и ребята со мной соглашаются. Едем прямо! Вот тут, собственно, наша поездка в Орлёнок заканчивается и начинается путь в Порт Байкал!

Часть вторая. Комическая.

Дорога от "подозрительного места" пошла ровная и накатанная, лужи на ней, конечно, встречались в изобилии, но мы их легко объезжали, и лишь наиболее глубокие и широкие приходилось обходить стороной. Проехав четыре километра, я понял, что именно меня смущает в выбранном направлении: первое – до сих пор мы не встретили ни одной переправы/моста через реку и ни одного поворота направо, второе – река, журчащая справа от дороги и солнце, светящее в правый глаз (время было в районе 12-ти, значит, двигались мы на юго-восток), третье – устойчивое ощущение, что этой дорогой я ездил минимум дважды, и оба раза приехал в Порт Байкал. Пока я подбирал аргументы в пользу своей теории, мои ноги решили надо мной зло пошутить – после очередного маневра под названием "мах ногой – соскок с велосипеда" они отказались сгибаться в коленях. Я удивленно уставился на них, не в силах сделать ни одного шага – судорогой свело мышцы бедра, ответственные за полное разгибание ноги. Минуты через две спазм прошел, и я бросился догонять скрывшийся из виду народ. Долго догонять не пришлось, ребята решили меня подождать и заодно определиться, где же мы всё-таки находимся.

Достав свою карту, я ткнул пальцем в середину реки Байсик и заявил, что мы находимся здесь и что примерно час едем по дороге в ПБ. Мои спутники отнеслись к этой новости с подозрительным спокойствием, я же наоборот, начал немного беспокоиться. Нужно было прикинуть варианты наших дальнейших телодвижений, и мы снова склонились над картами. Теперь уже никто не сомневался, что "подозрительное место" и было тем поворотом, на котором надо было свернуть направо. Я вкратце объяснил, что за дорога нас ждет, если мы решим пробиваться дальше к ПБ и во сколько мы туда ориентировочно приедем. По дороге через Дабат из нас не ездил никто, все только читали описание на сайте. Это описание гласит, что очень длинный спуск по дороге вдоль Дабата является так же условной "точкой невозвращения" на этом маршруте, если ехать его из Большого Луга. Оценив длину тягуна по карте в 8 км и прибавив час на возвращение к развилке, мы получили не шибко приятную картину – получалось, что, выбравшись от Дабата к четырём часам дня, мы проедем примерно половину "лесной" дистанции. Перспектива тащиться с великами в гору 8 км не порадовала никого, и выбор был сделан в пользу первого варианта. "Аминь..." – подумал я про себя.

Через три километра мы увидели вырвавшегося вперёд Александра, поджидающего нас на развилке дороги. Порывшись в памяти, я не обнаружил однозначного ответа на вопрос "Куда здесь сворачивать?". Одна дорога шла прямо на восток и выглядела не очень убедительно, вторая, более накатанная, поворачивала под прямым углом и шла на юг, по ней в 15 метрах от развилки виднелась переправа через Байсик. Память подсказывала, что на этом участке маршрута имеются две очень похожих развилки, обе выглядят как ответвление вправо от "основной" дороги/направления, и оба ответвления ведут через два "мокрых" брода через ручьи. Одна развилка расположена непосредственно перед перевалом (водоразделом между р. Байсик и безымянным левым притоком р. Аланки), вторая сразу за спуском с перевала. Еще я хорошо помню, что на одной из них нужно было поворачивать направо, а на другой поворачивать было нельзя. Вот только на какой? На двухкилометровке эти развилки никак не обозначены, про них нужно просто знать. Оставив на первой развилке рюкзак, я еду направо на разведку. Миновав два брода, натыкаюсь ещё на одну развилку, которую не помню совершенно, оба ответвления выглядят одинаково укатанными. Память молчит, как партизан – значит, опять будут страдать ноги. Дорога влево уходит на восток с постепенным, но незначительным набором высоты – нам она не нужна, правая ветка идёт на юг и начинает подниматься на сопку, некоторое время прямо по колее бежит ручей, потом он уходит на обочину. Это и есть подъем на перевал, нам именно туда. За неимением компаса, стороны света я определял по положению солнца, поэтому возможна довольно значительная погрешность.

Антон Андрющенко
(aka Rogoff)
Возвращаюсь к первой развилке, и мы выдвигаемся направо, к подножию перевала. Если не поворачивать, а проехать прямо, то через 150 метров упираешься в егерский кордон, состоящий из большого дома и бани, дорога за ним сходит на нет и теряется в зарослях. Забираться на перевал было не очень интересно, ехать было тяжело, вести велик рядом – то же не сахар. Одно хорошо – длиной он не больше километра. С перевала мы слетели лихо и очень быстро – уже внизу Creat и Grras рассказали нам с Антоном, что хороших камней на спуске было мало и качественно поколбаситься не получилось, но в целом было неплохо. Дорога начала забирать на восток, и мы тут же наткнулись на развилку – точную копию той, что была до перевала. Для очистки совести я съездил по дороге ведущей направо (на юг) – после двух бродов через ручьи дорога начала забираться на борт долины – нам явно не сюда. Едем от развилки прямо (на восток) и через 800 метров выкатываемся на поляну к разрушенному зимовью. Я кричу "Хой!!!" и торжественно обещаю, что сегодня мы больше не будем плутать. Народ смотрит на меня весьма недоверчиво, интересно, к чему бы это? Смотрим на время – на часах 16:30, особо рассиживаться не стоит, потому что темнота наступает в 21:30, а впереди ещё есть довольно милый пешеходный участок. Оперативно точим остатки продуктов, я советую ребятам все энергетики употребить сейчас, потому что энергия нам очень скоро понадобиться. Расслабляемся полчаса, затем, довольно легко поднимаемся и седлаем свои пепелацы. В воздухе отчетливо начинает попахивать цейтнотом.

Часть третья. Фантастическая.

То, что произошло дальше, надо было видеть! Четырех километровый участок дороги, от зимовья до хитрющего сворота на переправу через Аланку мы буквально пролетели, слезая с велосипедов только перед самыми серьёзными препятствиями, и то не всегда. В прошлом году на этом участке мы ехали только в самом конце, большую часть пути шли пешком. "Хитрющий поворот" мы, конечно же, проскочили – на то он и хитрющий! Это очень просто сделать по двум причинам: первая – дорога в этом месте хорошая и идет под гору, на ней можно развить приличную скорость, вторая – тропа и дорога, отходящие в этом месте направо (на юг), скрыты густой травой, вышиной по пояс. Я ждал подвоха и поэтому проскочил всего на 15 метров, остальным пришлось возвращаться издалека.

Самый хороший ориентир – оборудованная стоянка слева от дороги, как раз напротив отворота до переправы через Аланку. Переправа возможна по бревну, переброшенному на тот берег чуть левее колеи, или вброд – кому как больше нравится. В прошлом году в августе мы удлинили себе путь на 6 км, проскочив этот отворот на приличной скорости, тогда мы почти добрались до Ангары, но вовремя застряли на поляне с травой выше человеческого роста и повернули обратно.

Дальше дорога идет вдоль притока Аланки, по левому берегу (если смотреть по течению) через 4 км начиная прыгать с одного берега на другой. После переправы я показал на колею, пробитую джиперами в прошлом году, и объявил о начале пешеходного участка маршрута длинной 8 км. Как выяснилось – поторопился... По этой дороге тоже можно ехать – Александр продемонстрировал это на своём примере, постоянно отрываясь от нас метров на 200 и поджидая пока мы дотащимся до него пешком. Отставать сильно не хотелось, поэтому мы шли в максимально быстром темпе – на сколько позволяли оставшиеся силы. Через 4 км мы вышли к первой переправе через приток, на часах было 19:30 и солнце освещало уже только верхушки сопок. Останавливаться мы не стали, только набрали воду во все бутылки, которые предусмотрительно не стали выбрасывать – дальше, до самого Порта Байкал, питьевой воды по дороге не будет! А нам ещё предстоит преодолеть пешком 4 км по просеке, пробитой джиперами и одолеть подъем на перевал, то же входящий в эти 4 км.

Дальнейшее зависит от того, во сколько мы будем наверху, и будет ли видно дорогу. Перспектива проходить спуск к ПБ в темноте не радовала никого, поэтому участок до японских бараков мы прошли на пределе своих возможностей. На дороге показались две проржавевшие насквозь бочки, и мне сразу вспомнилась сакраментальная фраза, заимствованная из прошлогодних приключений в этой местности – "Заночуем в бараках". От бараков, обозначенных на карте, осталось три бревна, торчащих изо мха. Проходим мимо, не задерживаясь. Далее дорога начинает забирать направо, и начинается длинный пологий тягун – это подъем на перевал. Когда мы добрались до седловины перевала, было уже около 21:00. Полчаса, и видимость упадет до нуля, подумал я, садясь в седло, да и сейчас уже не сахар – лететь в сумерках по дороге изобилующей корнями и бревнами. Надо заметить, что на подобных участках я всю дорогу заметно отставал от других участников, уверенно проходивших сложные элементы. Этот спуск исключения не составил. Порадовало то, что, несмотря на многочисленные косяки на дороге, спуск все прошли быстро и без падений, с хорошей средней скоростью. Дорога местами шла полого, и на этих участках приходилось не только держать тормоза, но и работать ногами.

Через 20 минут слышу впереди крики, прибавляю скорость, чертыхаясь про себя и думая о том, что там могло случиться. И неожиданно вылетаю к крутому спуску, до боли знакомому по прошлому году! Тут я закричал сам, уже не помню точно чего. Пообещав народу светлое будущее и блага цивилизации не далее, как через 15-20 минут, я принялся вслед за всеми готовить велосипед к спуску – опустил седло и проверил тормоза, попутно рассказывая о "прелестях" предстоящего спуска. Как раз в этот момент сумерки начали резко переходить в ночь, только что дорогу было хорошо видно – и вот уже можно различить только крупные камни. С первого крутого сброса я побоялся лететь, воображение рисовало всякие ужасы вроде раздолбанной колеи или камня, в которые я влетаю передним колесом – и далее полсекунды свободного полета, с четырнадцатикилограммовым пепелацем, повисшим "на хвосте".

Зато после первого пологого участка я быстро наверстал упущенное – забодал на хорошей скорости борт между колеями своим передним колесом. Лечу боком на землю, и успеваю подумать – "Ну надо же! Вляпался!". Встречаю землю в перекате, на втором обороте гашу инерцию падения рюкзаком. Встаю с земли, провожу самотест систем, организм сигнализирует – "Погнали, нечего рассиживать!". Соглашаюсь с ним, и продолжаю спуск. В отдалении слышны радостные вопли – очевидно лидеры достигли цивилизации. Отпускаю тормоза и набираю скорость до свиста в ушах. Вот она – цивилизация! Испускаю боевой клич и несусь по освещённой фонарями пустой улице вниз, к развилке дороги возле Байкала. Маленькое чудо – прямо на развилке стоит вполне современный киоск, с обычным для киосков ассортиментом, возле него стоят три вела и Александр в роли противоугонки. Остальные уже внутри, присоединяюсь к ним, доставая по дороге чатлы. Смотрю на часы, висящие в киоске, они показывают время 21:40. Купив пива и лапши на ужин, выдвигаемся в сторону места предполагаемого ночлега, по дороге включая сотовые телефоны. Ребятам нужно позвонить домой, предупредить, что сегодня они точно домой не появятся, но сигнал возле киоска слабый и позвонить не удаётся. Едем по набережной в сторону Листвянки до истока Ангары, затем поворачиваем налево и катимся до второго по счету распадка – именно там, после стометрового подъема по довольно крутой дороге мы окончательно попадаем в объятия цивилизации в виде гостевого дома "Надежда". Снимаем показания с велокомпьютера Антона – общая протяженность дистанции получилась 80 км, если считать от Академгородка до гостевого дома "Надежда" в Порту Байкал. Средняя скорость на маршруте – 9,2 км/ч. Чистого хода – 8,5 часов, всего время в пути – ровно 12 часов. Новый мировой рекорд налицо!
От лица всех участников хочу сказать – не так страшен маршрут, как его малюют!

Часть четвёртая. Благодарности.

Благодарим природу за прекрасную погоду и относительно сухую трассу!

Благодарим сумасшедших джиперов, пробившихся в прошлом году в Порт Байкал за дорогу, которую они сделали!

Благодарим хозяев и персонал гостевого дома "Надежда", за радушный прием, за истопленную баню, за теплую и уютную комнату, за умеренные цены, в общем, за то, что не дали погибнуть!

Участники:

Антон Андрющенко (aka Rogoff)
Александр Васнёв (aka Grras)
Алексей Верин (aka Creat)
Дмитрий Новиков (aka Lost)

Приложения

6. Седловина перевала/водораздела между р. Байсик и р. Аланка
7. Развилка дороги за перевалом – "вторая", дорога прямо
8. Разрушенное зимовьё – привал, обед
9. "Хитрый поворот" – на прямом участке дороги незаметный отворот направо, начало пешеходного участка маршрута
10. Переправа через р. Правая Аланка – последний водопой до спуска к Порту Байкал
11. Начало подъема на перевал, останки японских бараков
12. Начало пологого спуска с перевала – конец пешеходного и начало проезжего участка
13. Участок спуска с большим уклоном – хорошая дорога
14. Гостевой дом "Надежда" – окончание маршрута

Дмитрий Новиков (aka Lost)