Камчатка

Идея

Идея посещения огненной земли возникла спонтанно и молниеносно, так же и осуществилась. Я и сейчас, блуждая после работы, по грязным улочкам любимого Иркутска представляю себе на горизонте два вулкана закрытые облаками. А может, этого и не было. Сон...

Приезд

Сели мы в самолет авиакомпании Сибирь 4 августа сего года и полетели. Весь перелет под нами бушевало белое море облаков. Подлетая к Месту назначения, начали проглядывать снега на земле, тучи расступились. Самолет, залетая с материка, обогнул Авачинскую губу (она же бухта) и долго, и низко летел вдоль города Петропавловска в сторону аэропорта г. Елизово. А вокруг нависают вулканы. "Только прилетели, сразу сели", как известно. Добрый водитель такси довез до подъезда дома, хмыкнул и уехал...

Камчадалы

Авача - вид сверху
А там нас уже ждали. Все четыре рюкзака скарба мы занесли на четвертый этаж обычного Елизовского 4-этажного дома и встретили, или нас встретили. Трудно сказать. В общем, люди оказались бесподобные. Сели пить "Братскую" водку и за этим делом не заметили 4-бального землетрясения. Надо сказать, люди на Камчатке интересные, но очень мало отличающиеся от материковых. Понятное дело, квартирный вопрос.

Но я все же видел людей, теперь уже, от Питера до Камчатки и заявляю: людей нужно делить на геологов и не геологов. Мы попали к геологам. Нас почти били, если мы пытались выйти из-за стола, не съев первое, второе, третье, салат, компот и еще много всего. Нам рассказывали байки такие, что сам вряд ли такие расскажешь. Нас укладывали спать под теплое пуховое одеяло. Нас завозили на супер джипе в такие места, какие трудно себе представить, не побывав там. В общем, мы попали в хорошие руки...

Турфирмы

Весь следующий день мы четыре часа пытались найти хоть одну фирму которая сводит нас на вулканы. Погоды не было. Опять же, старый добрый Интернет прочил нам дожди до самого нашего уезда 19 августа. Под дождем не хотелось бродить даже по вулканам, но выбора не было, как впрочем, и желающих нас куда-то вести.

Все турфирмы на камчатке делятся на водящих и продающих путевки, как везде, наверное. Правда, вот водящих не так много, группа мол собрана, машина мол там не проедет, снега много, хорошо бы если бы вас было скажем 15 человек а не два и т.д. В общем, оставив все свои контакты и сотики, мы подались в сторону Елизова. Странные названия остановок и районов города: КП, Силуэт, 10 км, Елизово, но к этому быстро привыкаешь. КП, к примеру, это комсольская площадь, но в Петропавловске, однако, об этом давно забыли. В Елизово зашли в Инет-кафе, Гисметео изменчивый, спасибо ему, напророчил нам 4 дня солнца. Радости полные штаны и утром мы уже мчались на джипе в сторону ближайших вулканов...

Высокие вулканы

За 20 м до вершины
Вулкан Корякская сопка
Ближайшими оказались вулканы Коряка и Авача, они же: Корякский и Авачинский. Из-под Авачинского перевала речушка течет. Только вот назвать ее речушкой язык не поворачивается. Ручей сухой. После обеда солнышко ледник подтопит – вода течет. В остальное время река представляет собой на вид глиняный поток, в котором гибнут Уралы. Но Сузука Витара "прет" там легко. И не глина это вовсе, а вулканический пепел, шлак если хотите.

В общем, забрались мы на 1000 метров от уровня моря на перевал и поставили лагерь в барханах около снежничка, неподалеку от тычки Верблюд. До вершины Авачи 1700 по вертикали. Дует, нимб из плотных облаков закрывает конус, дождя нет. Залезли мы на 2100 и успешно слезли, не побывав на вершине. А если точнее, когда мы подошли по гребню под "молодой" конус вулкана, ветер 50 м в секунду не пустил нас на сковородку к чертям. Веселые, не хмурые, вниз мы пошли по леднику, вернее поехали, разглядывая трещины...

Утром погода наладилась и мы полезли на Корякский вулкан. Выбор маршрута осуществляли на глаз. Южный гребень казался снизу не очень сложным. По информации из Интернета, там 3А. Местные альпинисты вообще там никогда не ходят, как выяснилось позже. До 2500 без труда. Одели кошки. После звонка Эдуард Леонтьевича из Иркутска сил прибавилось, но сомнения в показаниях GPS остались. Ну как же это, вершина вот она, протяни руку и возьми, а этот гад предлагает еще километр вверх лезть. На 3000 полное разложение коллектива, но ничего, есть веревка, можно уровнять скорость движения. В общем, 10 часов вверх, 4 минуты на вершине, облака под нами, ветер валит с ног (только на вершинном грибе). GPS не врет! Высота как на карте, 3456 м от буя. Бегом вниз по кулуару, пробелы в снежном образовании исправляем на месте, пару раз зарубались, в общем, 5 часов и мы снова в лагере. Пройденный маршрут, из-за сложной камнеопасной обстановки в снежных кулуарах, плюс высота, можно классифицировать как 2Б. О том, что завтра можно Авачу добить не может быть и разговора. Сил нет. Вечерние 10 грамм, чтобы солнышко раньше вставало, и отбой. Назавтра вниз.

Замечательная полянка на 3000
До вершины Коряки 300 м
3456 м
Выше облаков

Погода шепчет, жара. Под Авачей паломничество. Машин как на Карламаркса в час пик. Находим попутку и вниз. А там все по прежнему, гостеприимные Камчадалы...

Горячие источники

Пошарившись с утра по городу, находим еще одну фирмочку и берем у нее путевку на корабль. Завтра уходим в море, а сейчас горячие источники, рыба и пиво... Горячих источников там как грязи. Есть культурные, есть дикие, есть дешевые и есть не очень, а есть очень горячие.

"Озерки" – это чудо. Отдельные ванны, сам определяешь и регулируешь температуру. Вспоминается Конёк-горбунёк. Рядом небольшой водоемчик с ледяной водой. Отпарился и туда. Есть Паратунка, там хорошо в плохую погоду ночью плавать. На одной из баз, два бассеина, один погорячее, другой не очень. Это все близко с городом, сел на маршрутку 20 мин и там.

Вся Камчатка стоит на этих горячих источниках. Друг всех русских людей Чубайс там с этого деньги делает, дома отапливают прямо из горячих источников. Мутновскую Геотермальную станцию построил, а в Петропавловске самая дорогая энергия по стране и везде плакаты в городе "Заплати и света станет больше". У всех, кто побогаче, титаны дома, а остальные видят горячую воду в источниках и в отопительный сезон. А они ходят там по этой энергии. Россия – страна контрастов...

Океан

Чёртов палец (бухта Тихая)
Скалы "Три брата" на выходе из Авачи
Пароход "Алмаз"
Пошли мы на катере "Алмаз" на Старичковые острова, это на выходе из бухты. Погода испортилась и опять Гисметео обещал дождь до 19 августа. Качка организовала горнячку которая не додолбила нас на Коряке. Мы сидели на палубе под моросью и не раз были готовы бежать к борту. Слушали мелодичный голосок из рупора, что висел над нами и вещал о невидимых из-за тумана красотах. Понятное дело, вся программа насмарку. Морские коты попрятались. Зашли мы в "Тихую" бухту, половили камбалу погоняли на моторке, поразглядывали местные скалы, увидели, таки, котиков и прочую живность. В хорошую погоду было бы веселее...

Низкие вулканы

Кратеры вулкана Горелого
Дальше, понятное дело, погрелись в источниках. Опять Гисметео и опять солнце на 4 дня. Купили путевки у турфирмы "Петропавловск". И утром пришли с рюкзаками на площадь с Лениным. В бухте напротив нас лежала подводная лодка, отдыхая от бесконечных воин. Путь наш лежал к вулканам Горелый и Мутновский. Приехал автобус. Как оказалось, Петропавловском там и не пахло, везти нас подрядилась некая фирма Феникс (запомните это название и никогда к ним не обращайтесь – опасно для жизни).

Первое наше удивление, это был Пазик. Во всех описаниях там Газы с Уралами только ходят. В общем, доехали не без приключений до вулкана Горелого, который оказался крупной развальней с 11 кратерами. Два наиболее популярных кратера мы имели счастье наблюдать. Один, с ледовым озером, другой с кислотным (серная кислота). Космос. После посещения Горелого, казалось, трудно чем-то более удивить. Но не тут то было.

Ледник, стекающий в озеро
Прежде всего, удивили организаторы. Мало того, что водитель в тех краях ни разу не был, так из группы инструкторов всего один был в районе и мог хоть что-то сказать. На следующий день: дорога в снегу и мы тащимся 12 км по плоскотине пешком, а мимо пролетают Уралы со счастливыми клиентами к скальным воротам вулкана Мутновского. Мы – это разношерстная толпа из двадцати человек и пастух: женщины, дети, старики (самому старому 71 год). Нам-то что, ну нет машины и ладно, идем. Тетеньки еще до входа в вулкан начали спекаться. Мало того, ген. директор этой замечательной фирмы Феникс сам "помер" (с ногой у него что-то произошло). Но он не сдавался и шел, тормозя при этом всю группу. Ладно, от директора отделались, дальше начал удивлять вулкан. Тонны льда висящие со всех сторон, в том числе и под нами, река Вулканная каскадом водопадов уходит под ледник, чтобы образовать опасны каньон и упасть-таки вниз 80-и метровым водопадом.

Черти сопят
Вошли в кратер, 4 км в длину. Под ногами что-то непонятное. Корочка из камней, все ухает, вокруг резкий запах серы и звуки как у сопла реактивного самолета на взлете. Газ из огромных дырок (фумарол) в камнях выходит наружу. Складывается начальное представление о том, что такое ад. Кипящие булькающие озера, маленький гейзер, стенки фумаролы желтого цвета (кристаллическая сера), ледник, который периодически потрескивает – все это не дает расслабиться. Дальше поднимаемся выше, там озеро идеально круглой формы покрытое голубым льдом, край ледника стекает в него. Рядом с основным кратером находится так называемая "активная воронка". Это кратер диаметром метров 200 на вид с высокими скальными стенками и повышенной фумарольной активностью, т.е. от туда как из градирни на НИ ТЭЦ газы валят (кто видел, поймет). Залезали мы на кромку этой воронки, внизу озеро. Имея веревку можно спуститься туда, гиды говорят, что там где-то ящик с противогазами вулканологи оставили. Они периодически туда приходят снимать показания с датчиков. Поплевали мы туда и назад поплелись.

Храбрая участница
Вилючик
Весь путь туда и обратно занял у нас 15 часов. Генеральный с сопровождающим схватили холодную без теплых вещей и фонаря. Инструктор, который знал дорогу нас довел (или мы его) до автобуса и потом всю ночь бегал по барханам выискивая своего шефа. Говорят, в 4 часа ночи добрались до лагеря. Тетеньки же и старики героически сражались и дошли... Еще бы один человек кроме генерала сдал – мы бы все там жить остались. Вот такая у нас прогулочка была. Утром мы поехали домой и рядом с Вилючинским вулканом поотмокали от "горелой" пыли в Родниковых горячих источниках. В городе все по-прежнему, кулинарные изыски...

Разное

Дальше у нас была не очень удачная попытка прорваться к океану на Харлактырский пляж с черным песком, но океан мы все-таки увидели. Затем снова Паратунка и супер-камаз-автостоп путешествие к Вилючинскому водопаду, как позже выяснилось, водопадику, но зато там было четкое сафари с беганьем от виртуальных медведей. Мы знали, что они есть, а их не видно. "Ты, говорит, суслика видишь? А он есть!" Затем на реке Паратунке пытались смотреть нерест кеты, но тоже не очень удачно, единственная кетина, которая нам показалась, жутко нас испугалась и свалила. Но экземпляр был солидный – с метр в длину.

Уезд

Покупка икры и сувениров весьма банальна, но и увлекательна, в связи с урезанием бюджетов. Но вот все деньги истрачены и думать уже ни о чем не надо. Рюкзаки собраны. В аэропорту Эдуард Леонтьевич провожает нас, он остается еще на неделю. А мы в самолет. Потряслись немножко и сели в Иркутске. А там уже и знакомые русские лица: Марк Зельтерман, провожает товарища, и кто-то должен ящик шампанского, и снятся вулканы по ночам...