Подкаменная - Камень Шахтай - Рассоха

[ велосипедные маршруты ]
Километраж: 35 км
Продолжительность: 1 дн.
Нитка маршрута:ст.Подкаменная - Камень Шахтай - лев.приток р.Большая Олха - р.Большая Олха - ст.Рассоха
Районы маршрута: Олхинское плато
Описание маршрута:
Маршрут начинается со станции Подкаменная ВСЖД, куда мы доезжаем на электричке. Километраж маршрута считается от платформы [wpt 1] станции. Наш путь пролегает практически все время по гравийным, грунтовым лесовозным и заброшенным лесным дорогам.

Итак, от платформы выезжаем на гравийную дорогу, идущую с левой (по ходу движения) стороны от ж/д полотна и едем по ней в сторону остановки Санаторный ВСЖД. Через 700 м будет развилка: одна дорогая отворачивает направо и ныряет под ж/д полотно, нам туда не надо, мы продолжаем ехать прямо, все также слева от путей.

Через 2.3 км от Подкаменной справа примыкает дорога [wpt 2], идущая с остановки Санаторный ВСЖД. С этого места мы начинаем плавно подниматься в гору, по пути встречаются несколько маленьких взлетов с ручьями и небольшой участок каменистой дороги. Всяческие менее наезженные отвороты с нашей накатанной дороги мы игнорируем.

Когда на спидометре будет 5.3 км, посмотрите налево. Там на дорогу выходит тропа [wpt 3]. Здесь можно оставить велосипеды в придорожных кустах сходить и посмотреть на скальник Вороний Камень (Варан) [wpt 4], где обычно лазят скалолазы. По тропе нужно пройти наверх около 400 м.

Решили вы сходить на Вороний Камень или нет, а мы продолжаем движение дальше по дороге, также не обращая внимание на непонятные отвороты менее наезженных дорог. А вот на отметке 5.9 км, где с нашей наезженной дороги налево отворачивает заброшенная лесная дорога [wpt 5], сворачиваем налево.

Почти два километра едем по этой дорожке, никуда не сворачивая. Дорожка постепенно забирается наверх сопки и на отметке 7.8 км смотрим примыкающую слева тропинку [wpt 6]. Здесь категорически рекомендуется оставить своего коня в кустах и сходить по тропинке (ажно целых 2-3 минуты идти! :) до маленького скальничка Камень Шахтай [wpt 7], с которого открывается великолепный вид на все Олхинское плато.

Посмотрев достопримечательность, продолжаем ехать по тропинке. Теперь пять с лишним километров дорожка будет идти, в основном, под гору. Принцип выбора дороги тот же самый: игнорируем все отвороты (хотя по пути следования мы их будем сообщать о них) и по команде сворачивать на нужных местах.

Первое место случается на отметке вашего спидометра 8.5 км. Здесь наша дорожка примыкает к другой (более наезженной, идущей сверху вниз по сопке), примерно под углом 90 градусов. Здесь мы поворачиваем налево, продолжая спускаться вниз. На протяжении следующих 300 м пути налево будут отворачивать разные дорожки, мы все время выбираем на этих развилках правую дорожку (как правило, она более наезженна).

На отметке 9.2 км будет развилка, на первый взгляд, одинаковых по качеству дорог. На самом деле правая дорожка плавно отворачивает, а нам надо ехать в этом месте по левой дорожке.

На отметках 10.1 и 10.9 км, где примыкают дороги справа, мы едем прямо, не сворачивая. С отметки 10.9 км уклон дороги увеличивается и спуск 2 км мы едем с ветерком, игнорируя все примыкающие дороги справа и слева. Ближе к концу спуска (на отметке 12.5 км) будет характерный острый поворот направо, больше, чем на 90 градусов, поэтому сильно не разгоняйтесь, чтобы не убиться. Через 100 м после этого поворота дорога выполаживается и мы выезжаем на болото левого притока реки Большая Олха. Это своеобразный перекресток дорог [wpt 8], на котором мы поворачиваем налево.

Повернув налево, переходим гать и приток по бревнышкам (отметка 13 км). После гати следует довольно сырой (течет ручей по дорожке) километровый подъем, а затем выполаживание. После выполаживания дорога представляет из себя чередующиеся спуски и подъемы.

На отметках 14.9 км и 15.5 км налево будут отворачивать дорожки, ведущие на ост. Трудный ВСЖД. Нам туда не надо, мы едем прямо.

Если вдруг у вас что-то к этому моменту случилось: устали или просто надоело ехать, лучше всего сворачивать налево на Трудный к отметке 15.8 км [wpt 9]. Здесь просека с ЛЭП подходят близко к нашей дороге.

Если все в порядке и желание ехать осталось, то этот последний отворот на Трудный пропускаем и едем дальше. Как обычно, все непонятные отвороты пропускаем мимо, нас интересует на данный момент отметка 21.1, где неоднозначная развилка: направо уходит более заросшая дорожка, а налево более накатанная – нам по ней. Крутой 600-метровый спуск и мы выезжаем на накатанную лесовозную дорогу. Продолжаем уже плавный спуск по ней и на отметке 22.1 переезжаем ручей по полуразвалившемуся бревенчатому засыпанному мостику.

Дальше дорога плавно начинает подниматься и на отметке 23.6 км видим примыкающую справа дорожку, уходящую вниз. Это сворот на скальник Витязь [wpt 10]. Если вы хотите попасть на него, вам нужно повернуть сюда. Если вы почему-то не свернули здесь или вам не понравился уклон дороги, то еще один сворот на Витязь (более плавный спуск) будет через 200 м.

Тем, кому на Витязь не надо, продолжают движение дальше по хорошей накатанной дороге, не сворачивая не только в этих двух местах, но и в других. Надо сказать, что после первого сворота на Витязь, дорога идет, в основном, вниз.

На отметке 26.6 км переезжаем по мостику из бетонных плит реку Большая Олха и через 100 м выезжаем на развилку [wpt 11], где поворачиваем налево в сторону ст.Орленок.

На отметках 27.7 и 31.5 переезжаем по бревенчатым мостам Большую Олху.

Через почти три километра движения по дороге вдоль ж/д путей и Олхи (по пути еще раз переезжаем ее по мостику), приезжаем в конечный пункт нашего пути – Рассоху, где есть удобная длинная платформа [wpt 12], чтобы сесть с велосипедом в электричку. Также в поселке есть магазин.
Рекомендации по прохождению маршрута:
  1. Вам будет гораздо легче ехать этот маршрут, если показатель DST (дистанция), на своем велокомпьютере вы сборсите на 0, буквально съехав с платформы станции Подкаменная. Таким образом отметки километража вашего компьютера будут совпадать весь день с отметками километража в описании (если, конечно, по пути вы не будете заезжать на велосипеде еще куда-нибудь).
  2. Начинать маршрут, в принципе, можно и со станции Санаторный, а не с Подкаменной, но тогда вам придется несколько сот метров идти по насыпи вдоль ж/д путей, потом переходить ручей, а два километра с Подкаменной проезжаются по дороге очень быстро. Кроме того, есть электричка, которая идет до Подкаменной (она выходит из Иркутска на час позже Слюдянской), народу в ней едет, соответственно, меньше и в нее легче залезть с велосипедами.
  3. По пути следования достаточно много разных отворотов, как правило, менее наезженных дорог и их не надо принимать во внимание. Главное, поворачивать там, где сказано в описании.
  4. Возможно, что за промежуток времени между составлением данного описания и вашим путешествием по нему, могут появиться свежие "лесовозные", "дровяные" и другие отвороты. Или, как однажды было у составителей описания, по дорожке проехал "трактор с плугом", делающий противопожарную полосу и дорожка превратилась в земляное месиво (на момент составления описания, она уже заросла).
  5. Если день обещает быть жарким, рекомендуется иметь с собой небольшой запас воды.
Фотографии, схемы:
Схема маршрута (150 кб)
Другие материалы:
Карта Олхинское плато (1:200 000)