Летние тезисы PRO: старика Крупского.
По следам первой памирской YUR_GA экспедиции

Автор:Александр Головин(YUR_GA)
Опубликовано:27.10.2008
Ключевые слова: Памир, пик Ленина, альпинизм

Кто не знает старика Крупского?! Вот и Надежда Константиновна в курсе! Ленин – это не только ум, совесть и честь прошедшей эпохи. Также, это заснеженный, одетый в ледовый панцирь памирский семитысячник, куда не заростает народная тропа. Вот туда-то и отправился я этим летом в приятной компании Компаний Х-Мастер, Леко, Немецких окон и горячо любимой Ангара.Нетки На страницах последней, собственно, данная экспедиция и анонсировалась.

Юный ленинец

Само по себе восхождение по классике на пик Ленина на сегодняшний день не является чем-либо экстраординарным. Им, разве что, удивишь наивных домохозяек. Да и те норовят вперед тебя залезть на вершину. В тоже время, трудности высоты еще ни кто не отменял. Поэтому, многие альпинисты приобретают свой первый высотный опыт на склонах именно этой Горы. Я не стал исключением.

Рассказывая о том, как все это было я, пожалуй, воздержусь от нудного повествования в стиле « день 1 – шел, день 2 – отходил, день 3 – заходил, день 4 – вновь, отходил…». Хочется, тезисно, поделиться самыми яркими и запомнившимися ощущениями и впечатлениями путешествия.

Ну что ж, начнем?! ….

PRO: хронологию

Что не могло не порадовать, экспедиция состоялась в соответствии с утвержденным планом. Для широты восприятия описываемого действа, привожу состоявшуюся хронологию путешествия, не многим отличившуюся от предварительного плана.

Итак:

31 июля – 1 августа: прибытие в Кыргызстан и тусовище в г. Бишкеке;
2-8 августа: акклиматизация в Ущелье Ала-Арча Тянь-Шаня (восхождение на п. Учитель 1Б, и в. Байчечекей 5А м-т Шваба);
9-10 августа: перелет в Ош и заезд в базовый лагерь пика Ленина Ачик-Таш (3600 м) и батонево там же;
11-15 августа: акклиматизационный выход на Гору до 3 лагеря (4400 м – 5300 м – 6100 м);
16-17 августа: отдых в базовом лагере Ачик-Таш;
18-21 августа: выдвижение вверх до штурмового 3 лагеря (6100 м);
22 августа: восхождение на вершину (7134 м);
23-24 августа: спуск в базовый лагерь Ачик-Таш;
25-26 августа: убытие в Ош и отжиг в нем же;
27 августа: перелет в Бишкек и поездка на Иссык-Куль;
28 августа: вылет в Россию

Вот такой вот «Блицкриг» получился! Яркие насыщенные дни очередной «маленькой жизни»….

PRO: дорогу
Дорога без конца

Любая экспедиция начинается с дороги. Моя же, в этот раз, чуть там и не закончилась! В Азию я залетал через Новосибирск. Авиаперелет был любезно представлен дружественными «Немецкими окнами». До Новосибирска я ехал на паровозе, в котором чуть было пункт назначения не проехал мимо. Благо, сердобольные попутчики вовремя прервали мое безмятежное созерцание полустанка, предложением сойти на нем же. Чертыхаясь, подхватив свое многочисленное барахло, я как есть, в шлепках, рванул на перон. Там под проливным дождем меня уже ожидали встречающие Н-ские друзья.

Вышагивая к вокзалу, очередной раз наступив шлепанцем в очередную лужу, я вдруг обнаружил отсутствие треккинговых ботинок, которые, вообще-то, должны были быть на мне. Черт!!!

Бросив багаж и встречающих друзей, я вновь ринулся в уходящий вагон паровоза за забытыми ботами, которые к моему неожиданному появлению уже начали делить мои недавние сердобольные попутчики. Но все обошлось, с ботинками наперевес я спрыгнул на новосибирскую землю, на которой мне предстояло провести душевную ночь в кругу друзей-товарищей. Утром уже мне суждено было распрощаться с нею (с землей, в смысле) из под крыла самолета, уносящего меня в знойную Азию...

Дороге всегда рад, движению навстречу новым местам, людям и приключениям!

PRO: жару
Жара, жара-а-а...

Бишкек встретил вседавлеющей жарой, от которой млели и таяли даже местные. Зной стоял, градусов 40, в плюсе конечно же. Вот за что недолюбливаю Азию, так это за жару, от которой не спрятаться не скрыться. В этом со мной солидарен Дима Павленко, встретивший меня на благословенной кыргызской земле. Вместе, мы находили временное облегчение от уличного пекла в тени приветливых чайхан (или ов?) с запотевшим бокалом местного нефильтрованного пивка в руках.

Благо, испытание жарой в Азии длится недолго и сменяется прохладой заснеженных гор, заставляющих тебя тянуться к рюкзаку в поисках очередной теплой вещички. Так было и в этот раз. По прошествии пары дней, ушедших на разбор снаряги и уточнения планов, я вознесся на высоту 3200 м ущелья Ала-Арча, где мне предстояло пройти акклиматизацию. Уже в первый вечер на Рацека вынужден был натянуть на себя пуховочку в поисках ускользающего тепла.

Азиатские температурные контрасты – будь они неладны!

PRO: Арчу
Ала-Арча
Рефрижератор
Димона
Корона в
обрамлении

Жить в Арче довелось в новом пристанище, забабахоном Димой Павленко рядом с приютом Рацека. В народе Димоновскую хижину нарекли "Рефрижератором" за характерные обводы корпуса сооружения. Несмотря на неказистость возведенная Димоном хижина оказалась весьма уютныи убежищем, как от снега с дождем, так и от палящего солнца.

Не могут не радовать и иные новшества появившиеся на стоянке Рацека в Арче. Действительно, сам приют Рацека преобразился и представляет собой вполне комфортабельный комплекс для проживания и времяпрепровождения. На выбор для участников предлагаются «нумера» с нарами, бары-шмары с ассортиментом и бани-шмани с вениками. Это не идет ни в какое сравнение с тем «комфортом», который мы претерпевали там же этим февралем, когда разница с улицей была лишь в том, что ветер дул не так сильно.

Так что киргизским товарищам зачет, по любасу!

PRO: Учителя

Учитель – как много в этом слове для сердца моего слилось, как много в нем отозвалось (особенно, аритмией).

На следующий день, после захода на Рацека, я, стройными рядами и колоннами, убыл на акклиматизационный выход с ночевкой на вершине Учитель. Этакой огромной сыпухе, высотой более 4500 метров, классический маршрут на которую являет собой самую высокогорную "единичку" бывшего Союза.

Я и горняшка
на Учителе
Реинкарнация
Рацека

Успешно справившись с подъемом, уже через 4,5 часа я стоял наверху, согнувшись под своим чувалом, набитым всем необходимым для одиночного ночного пребывания на вершине. Надо признаться, ночевка на Учителе далась мне нелегко. Высота тут же дала мне по «кумпалу»: трещала башка, щемило сердечко, глаза из орбит повылазили. Слишком быстрым оказался набор высоты из долины в высокогорку. Но ничего не поделаешь! Приходится жертвовать бренным телом ради успеха экспедиции!

Ночью же началась непогодь, заставившая меня проснуться и всеми конечностями пытаться удержать стойки палатки, оценивая какой из очередных шквальных порывов ветра скинет меня с гребня Горы. Вскоре мне все это надоело. Бросив свое бесполезное занятие, скипятив чайку, тут же испив его, я улегся спать, с головой накрывшись спальником, чтобы не слышать завывание непогоды за тонкой стенкой моего пристанища.

Проснувшись утром, узрев, что погода не улучшилась, а даже наоборот, я быстро собрал манатки и рванул вниз к благам цивилизации, предлагаемых реинкарнированным приютом Рацека.

Учиться, учиться и еще раз учиться! Чтобы не было мучительно больно…

PRO: Бачу по Шваба

Вторым этапом акклиматизации стало прохождение технического альпинистского маршрута в Арче.

Отдохнув денек на Рацека, я с любезно выписанным мне бойцом от Дэ ПавленКо – Артурчиком, провел полномасштабные скальные занятия на скалах, тут же в лагере. Благо, условия позволяют, поскольку тренировочные скалы вздымаются прямо над лагерем.

Скальные занятия
С Артурчиком

Для начала, мы с напарником повешали веревочку и полазили с верхней страховкой, чтобы тулово вспомнило, как это по скалам лазать. Затем, перешли к лазанию с нижней страховкой с применением всего арсенала альпинистских причиндал. После, поучились станции вязать всякие. Ну и под занавес, освежили в памяти способы ручного доения перильной веревки с помощью жумаров. Все в совокупности позволило мне предположить, что я в целом готов к предстоящему маршруту...

Маршруту 5А категории сложности на вершину Байчечекей по Швабу, 12 «веревок» до крыши. Маршрут популярный, и, как сказал Димон, удачный для дебюта на первую «5-ку в забое», чего мне и захотелось провернуть.

Еще в Иркутске, как мне показалось, я начал готовиться к прохождению данного маршрута, типа, тренироваться. Художественное описание маршрута, талантливо изготовленное Дмитрием Павленко в оптимистичных тонах, вселяло в меня уверенность, что успех неминуем! Но...

Проснулись в 5-ть утра. Позавтракали, вышли в 6-ть. Кули собраны еще с вечера. Через 1,5 часа уже под маршрутам. Контрофорс по Швабу чертовски красивый, вздымался скальной ракетой, подпирая синь небосвода. Но мне было уже не до этого. Меня посетило предстартовое мандраже. Не глядя, я последовательно навешивал на себя железо, не отводя взора от вертикалей маршрута. И былая уверенность куда-то начала улетучиваться. Делать нечего, назвался груздем, полезай в …, ну я и полез!

Полезлось тяжело, уже на первой веревке, так называемое Димоном, "интересное место" – небольшой карнизик я проходил на ИТО. Напарник успокоил, что это нормально, и именно первые 6 веревок маршрута являются его Рубиконом. Легче мне от этого не стало. Зато, вроде разлазился, проскочил 2, 3 веревку и... уперся в "изюминку" маршрута – 4-ю веревку.

По описанию Павленко этот участок предлагал "интересное лазание". Одного не знал я, дурак, что эта интересность выльется мне очень скудным рельефом при прохождении этой чертовой веревки. Начав по левому канту стенки, я прошел пол веревки и уткнулся в откровенные заглаженные плиты, с весьма посредственными вертикальными щелями.

Шваб по Баче
Байчечекей во
всей своей
красе и мощи

Забив очередной якорь, взглянув вверх, оглянувшись назад, мне так, вдруг стало тоскливо, захотелось к вам родным, домой, что аж жуть как! В связи с чем, дабы не утратить своей целостности, я любезно предложил моему напарнику доработать начатую мною веревочку, с чем он и согласился. Но от такого поворота, что-то психологически во мне чуть надломилось, я это почувствовал. Пришло ощущение, что не совсем я еще готов к такому маршруту.

Тем не менее, встрепенувшись, я все же прошел еще две веревки маршрута, и уткнулся в седьмую. Тут Артурчик, видя мой замыленный вид, безапелляционно предложил меня сменить, т.к. замедлившийся темп восхождения дарил нам перспективу ночных пассажей, что не было в наших интересах. Действительно, после прохождения в забое половины маршрута я подсдулся, что называется "бензин кончился". Отнести это можно было и на недостаточную акклиматизацию, и отсутствие должной альпинистской выносливости, и еще чего-нибудь. Но в тот момент выбирать не приходилось, Артур встал в забой, а я на жумар. Так мы и доработали до верха. На крышу «форса» я вылазил уже никакой, откуда только силы брались, не знаю. А Артурчику хоть бы хны, свеженький как огурчик, сволочь! Тем не менее, совместное прохождение маршрута позволило мне испытать "скальный оргазм", обещанный Дмитрием Павленко!

Вывод один – тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться, чтобы…

PRO: Ачик-Таш

Добирался до базового лагеря на Урале-вахтовке в обществе десятка французиков. Видимо, в последний раз. Зубодробительное мероприятие по грунтовой дороге, занимающее по времени часов 10, приятным не назовешь. Серпантины преодолеваемого по пути перевала «Кирдык» (не помню названия), так вообще не для слабонервных. Дорогу скрашивали лишь постоянно сменявшиеся пейзажи за окном.

Перевал "Кирдык"
Базовый лагерь

С этого сезона до места можно добраться быстрее и комфортнее, правда, чуть дороже. Под пик Ленина из Оша начал летать регулярный рейс «кукурузника». Стоило этим летом сие удовольствие каких-то 60 евро в одну сторону. Теперь есть выбор.

Сам же, базовый лагерь «Ачик-Таш» располагается на высоте 3200 м, в живописном месте Алайской долины, чуть на пригорке, в окружении множества чистейших озер и озерец. Над всем этим грозно вздымается громада пика Ленина, закованная в снег и лед, подавляющая своими размерами, даже издалека. Скажу без преувеличений, когда я первый раз увидел Гору, то у меня аж кепка с башки слетела, а в душе что-то екнуло со словами «а я-то куда полез, я ж читать не умею?!». Но, потом, пообвык и успокоился. А через призму граненной стопки наполненной согревающим янтарным напитком, так вообще не страшно смотреть на Гору стало. Казалось, Ленин даже подмигивал мне в своем узнаваемом добром прищуре, сложенном ледовыми трещинами и снежными карнизами Горы (чур меня, привидится же такое?!)

Столовая, бар,
клуб и т.д.
Интернет кафе

Базовый лагерь Ачик-Таш произвел неизгладимое позитивное впечатление. Очень, очень все неплохо, если не сказать хорошо для участника, вознамерившегося совершить восхождение. Все в лагере заточено под восходителя.

Кондовые базовые палатки на двоих, установленные на деревянных настилах, в которых стоя можно танцевать солнечную джигу. К палаткам проведено электричество, имеются светильники в стиле лампочка Ильича. На пол брошены толстенные поролоновые матрасы, позволяющие комфортно отходить ко сну.

Кухня-столовая, она же клуб-бар, вполне приличных размеров. Место для всех и всего. Симпатично сервированные столики. Плазменный телевизор во всю стену, спутниковое телевидение и куча дисков с фильмами. Трехразовая кормежка на убой. В промежутках в любое время можно зайти и испить чайку или чего покрепче в приятной компании. Зачастую, пространство шатра использовалось в качестве зажигательного танцпола. Упущение отмечено было только одно – отсутствовал хромированный шест для отжига!

Теперь есть выбор
Самолеты –
первое дело

Рядом приютилась Интернет-палаточка, позволяющая и фотки обработать, и аппаратуру подзарядить, и в Инете повисеть.

На задворках лагеря оригинальная, сделанная из ж.д. контейнера сауна с душем. Попар и помывка без ограничений и в любое время.

Камера хранения для ненужного барахла имеется.

Трансфер к началу тропы на Луковой поляне. Конная заброска снаряги до 1-го лагеря за разумное вознаграждение.

Обеспечение рациями и стабильной радиосвязью на протяжении всего времени нахождения на Горе.

Персонал отличный. Душевные люди, окружающие тебя теплотой и заботой.

После всего этого, ничего не остается, как заниматься только восхождением и релаксом после него.

Публика в лагере «оторванная», в хорошем смысле этого слова. Все происходящее схоже с вавилонским столпотворением. Многонациональное и многоязычное временное сообщество, консолидированное стариком Крупским, лукаво взирающим на все это безобразие. Прям, какой-то Интернационал третьего пришествия.

Чтоб всегда так жить в Горах!

PRO: снарягу

Специфика высотных восхождений такова, что даже в разгар лета приходиться тащить кучу барахла. Со мной было такое количество снаряги, что, по моему ощущению, ею можно было снарядить небольшую квантунскую армию. По крайне мере, мне так казалось, когда я в одного перемещал все от одного транспортного средства к другому.

Не все что я с собой взял, пригодилось. Но многие девайсы были весьма полезны при восхождении. Здесь приводится список барахла, привезенного мною на Ленина.

Ледопад

Естественно, за перевес всего обозначенного в аэропорту карячилась к уплате более чем весомая сумма. Однако, специально обученная для таких случаев авиакомпания «Сибирь» позволяет рулить в этом вопросе. Конечно, при прохождении досмотра и таможни перед посадкой на самолет, очередной раз ощутил на себе идиотские взгляды, когда сдавал в багаж в разгар лета под завязку забитый сноубордический чехол. Впору было услышать небезызвестную фразу из мульта "Трое в Простоквашино", – "Они б еще с чемоданом за грибами пошли бы!" Но не будешь же каждому рассказывать как благодаря незыблимому правилу авиакомпании "Сибирь" решается ряд вопросов по логистики перемещения грузов экспедиции за "бугор".

Сразу скажу, что взятые теплые вещи пригодились все! Такое вот хреновое лето на горе Ильича по обыкновению случается. Последовательно, поднимаясь из лагеря в лагерь, надеваешь на себя все более и более существенные вещи, в оконцовке уже предстаешь в образе капусты, с тем лишь отличием, что одежки все с застежками.

Из обязательных, но невостребованных мною элементов снаряги назову, пожалуй, палатку и лавинную лопату, ну и может быть веревку. Все это осталось пылиться в 1-м лагере, исходя из избранного облегченного стиля восхождения, в одного. Но об этом, чуть позже.

Ленинский
натюрморт

Не могу не упомянуть любезно предоставленный «Х-Мастером» для тестирования штормовой костюм фирмы «Баск», состоящий из куртки МакКинли и полукомбенезона Транго. Ну что сказать? Баск, он и на Ленина – Баск! Зачетные вещи, эффективно защищающие восходителя от всех невзгод непогоды. Комфортные, ладно скроенные одежки, изготовленные из хороших мембранных крепких тканей. Очень порадовал их вес и объем, а вернее, почти полное отсутствие таковых.

По куртке возник только один вопрос, связанный с отсутствием вентиляции подмышками. Конечно, в предложенных условиях восхождения мне и не довелось бы ею воспользоваться. Ну а при других условиях как? Видимо, чем-то изготовитель руководствовался при разработке модели. Ну да, ладно, дареному коню …

От штанов я просто в восторге! Анатомический крой и тянущаяся эластичная ткань полукомбенезона позволяет себя чувствовать в нем себя крайне естественно и свободно. Естеству ощущений также способствует весьма пользительный в экстремальных условиях элемент фасада задней части брюк, так называемый «бомболюк». Заценил, остался доволен!

«Х-Мастеру» же остается пожелать только одно – привозить сезонные коллекции фирмы «Баск» с более расширенной линейкой моделей, тогда счастье будет всем!

Такова уж природа современного человека, что без специально обученной снаряги он весьма посредственно может противостоять Матушке-Природе. Поэтому вывод напрашивается один – Оснащен, значит вооружен!

PRO: жор

Не хлебом единым жив человек. Но! Поесть – первостатейное дело, перед тем, как куда-нибудь залезть.

Как понимаете, до и после восхождения с этим каких-либо затруднений не случалось. Инфраструктура азиатской «населенки», будь-то города, или меж ними, представлены весьма обширным арсеналом всевозможных кабачков и кафешек, где тебе за смешные деньги предлагается весь ассортимент национальной и не очень кухни. Уже стало за правило в Азии после Горы переходить на «мясную диету», употребляя преимущественно мясные блюда, сдабривая все свежей зеленью, и орошая вкуснейшим местным пивом/коньяком/вином (нужное подчеркнуть). Благо, в Азии готовить любят и умеют!

Завтрак с видом
на ледник

Базовый лагерь Ачик-Таш также весьма ответственно относился к процессу кормления горовосходителей, и был весьма изобретателен в формировании и реализации меню столовой. Не отставал и лагерь 1, располагавшийся на высоте 4400 м, который по моим ощущениям в чем-то даже превосходил «зеленку». Однажды, в 1-м лагере довелось вкушать вкуснейшие домашние манты, запуская загребущие руки в парящееся на морозе блюдо.

Выше, уже на восхождении, по правилам игры приходится полагаться только на себя. Самому проявлять изобретательность и расторопность в приготовлении пищи и самокормлении. Об этом необходимо позаботиться заблаговременно, доставив высотный провиант на своем горбу до места назначения. И в этом имеют значение многие факторы: вес, компактность, энергоемкость, быстро усвояемость, разнообразие вожделенного продукта. Эффективным решением в этом вопросе являются сублиматы.

Гастрономические
изыски первого
лагеря

Укомплектование экспедиции в этой части согласилась взять на себя компания Леко, любезно предоставив засушенный провиант в расширенном ассортименте. Расширенность оного находит свое отражение в прилагаемом списке. По моему разумению, рацион космонавтов на порядок скуднее, нежели тот, что был предложен мне. И что немаловажно, уместились все эти гастрономические изыски в одном относительно невесомом мешке.

Вот из этого мешка и подкармливал я себя в полевых условиях на протяжении всего путешествия. Сублиматов хватило и на Арчу, и на Ленина, и Диме Павленко перепало, когда я ему остатки отдавал на выезде.

По результатам тест-драйва спешу сообщить следующее. Действительно, сублиматы существенно облегчают вес рюкзака. Предлагаемый ассортимент продуктов весьма обширен, что позволяет вносить разнообразие в высотные пайки. Что не маловажно, очень быстро готовится. Достаточно бросить в кипяток, чуть потомить и корм готов. Но чтобы из корма получилась вкуснятина, нужно немножко поколдовать, манипулирую специями и приправами. Но тут у каждого свой рецепт. У меня по крайне мере на высоте такой борщик получался, что пальчики оближешь. Соседние буржуины на ура просили добавки.

Наиболее востребованы оказались конкретные виды продуктов в пакетах, как то мясо и овощи всех видов, из которых и готовились блюда. У самого на Горе «фишку резало», когда на 6100 угощался, то свининкой, то судаком, а то и курочкой лакомился, и все это со свежими овощами. Тогда как, пакеты-супчики из сублиматов не впечатлили, постно и невкусно. По ощущениям «горячая кружка Маги» гораздо вкуснее, хотя и химия, сплошная.

Благодаря наличию в закромах сублимированных ягод и фруктов пользовался заслуженным авторитетом у соседей по палаткам. Стоило только запарить очередной компотик или морсик, как дружественные кружки начинали звонко звенеть около моего уха в ожидании вкусной порцайки. На восхождение специально сберег клюкву, из которой сделал зачетный морсик, бодривший меня на всем пути до вершины, остатки сцедил уже на обратном пути у «Ножа».

Для себя делаю вывод, что сублиматы имеют право на жизнь в сложных многодневных походах и экспедициях, где их свойства и качества имеют решающее значение.

Будет День – и будет Пища!

PRO: тактику
Лагерь 1 (4400)
Постановочный кадр

Последовательность моих действий на Горе мало, чем отличалась от общепринятого плана восхождения на пик Ленина по классике, через вершину Раздельная.

Акклиматизационный выход через 1 (4400), 2 (5300) лагеря до 3 (6100) лагеря. Ночевка в 3 лагере и сброс высоты до базы (3600). Отдых на базе. И вновь подъем на 6100 и выход до вершины (7134).

Единственным изъятием стало то, что все это проделать мне пришлось в одного. Как я не пытался навести мосты с кем-либо, упасть на хвост кому-либо, ничего хорошего из этого не получилось. Хорошим стало, как раз наоборот то, что я был один, полагался на себя, за себя же нес ответственность, сам планировал и исполнял планы.

Конечно, нельзя сказать, что я был там совсем один. Народ сновал туда-обратно как муравьи, но все были в группах и обязательствами мы не были связаны. Моя безопасность, помимо моей головы обеспечивалась только регулярной радиосвязью с базой, в каком бы месте Горы я не находился.

Мегаполис лагеря 2
(5300)
Старик Крупский

Одиночное восхождение заставило меня максимально облегчаться при движении наверх. Поэтому, я вынужден был отказаться от самостоятельной установки промежуточных лагерей, в частности, и от палатки, вообще. Договорившись с базой и портерами, я за разумное вознаграждение пользовался в лагерях их сервисными палатками. Веревка тоже была оставлена за ненадобностью, что заставило меня быть всего лишь чуть внимательнее при преодолении ледопада между 1 и 2 лагерем. В остальном мои ощущения от восхождения ничем не отличались от ощущений окружающих.

Тем не менее, за признак халявности стиля восхождения, избранного мною, я был предан анафеме пожилой супружеской парой альпинистов из Новосибирска, подрабатывавших гидами на склонах Горы. Но я на них ни в обиде. У каждого своя правда и свой путь. На пик Ленина он у меня получился таким.

И один в поле воин – если он Воин!

PRO: восхождение

Я вновь в 3 лагере. Высота 6100 м. Позади акклемный выход до сюда же. Релакс и оттяг в базовом лагере. Приятный и непринужденный подъем до высоты штурмового лагеря на легке, считанные минуты назад.

Погода звенит. Горелка гудит. Вода в шлемке кипит. Сейчас будет чай. А пока займусь подкопом входа в палатку. Ну и досталось же ей за время моего отсутствия. Замечаю новые пробоины в полотнище тента, проделанные непогодой. Тут же их пытаюсь залечить подручными средствами, вроде получается.

Завтра на восхождение. Еще раз пробегаю взглядом по уходящему вдаль гребню. Где-то там за увалами вершина. Даст бог, завтра буду там.

Сковородка
Мы землю
толкаем ногами

Бог не дал… Просыпаюсь в 3 часа ночи по будильнику. Столь ранний подъем обусловлен временем выхода наверх в 6 утра. Сразу чувствую что-то неладное с погодой. Палатка нервно подрагивает под порывами сильного ветра. По тенту стучит снежная крупа. Выглядываю наружу, невидно не зги. В тамбур тут же залетает сугробик снега, который тут же идет в кастрюльку на чай. Нда-а-а, погоды пока нет, будем ждать.

Выход на Гору никто не отменял, поэтому параллельно приготовлению завтрака, начинаю облачаться в одежды. Занятие это, я вам скажу не из легких на высоте выше 6000 м. Пыхтя и отдуваясь в тесном пространстве палатки, таки надеваю на себя все теплые вещи. С трудом запихиваю в себя завтрак, заправляю термос горячим чаем.

Я готов. А готова ли Гора принять меня? Выглядываю на улицу. Гора говорит – не в этот раз, и отвешивает мне пощечину пологом тамбура палатки. Время уже 7, светает, а погоды так и нет. Что ж, видимо, не сегодня. Все равно вылажу наружу для откопа палатки. Если этого не сделать, то ее просто раздавит массой навалившего снега, что не входит в мои планы. Помахав трофейной лопатой, удосужившись, что все мои соседи тоже проявили благоразумие сегодня, залажу обратно в свою берлогу, где и встречаю наступающий день, потом вечер, в ожидании следующего дня – дня восхождения….

Будильник звенит в 3 часа утра. Я уже не сплю, жду его сигнала. Пусть нам повезет сегодня – думаю про себя я. Все происходит по отработанному сценарию – «День Сурка» рулит!

Закончив трудоемкую процедуру надевания кошек на ботинки с бахилами, в 6 часов выползаю в сумрак из тамбура палатки. Рядом с соседней палаткой копошатся два силуэта. Это ребята с томских сборов. Со вчера у нас с ними договоренность о совместном старте на вершину.

Погода совсем не очевидна. Еще темно. Все затянуто облачностью, звезд не видно. Так же дует сильный ветер, пробрасывая снегом. Но мы идем Ва-Банк!

Тут же ощутил космический холод, начавший проверять мой наряд на теплопрочность. А надето на меня было не мало. На этом даже остановлюсь: первый слой – термобелье; второй – флис+флисовый же жилетик; сверху – видстопер с полукомбенизоном; потом – пуховый жилет; верхний слой – куртка Валдис (баск) на тинсулэйте; на ногах пласты с бахилами; на голове зимняя бандана+шлем виндблок. Просто «лыцарь» без страха и упрека!

Язык Ильича
Парни, нам туда

Кроме нас никто пока не отважился вылезти наружу. Не медля, мы начинаем восхождение, начав тропить по занесенному снегом склону вниз на перемычку между Раздельной и Горой. Видимость 10 метров в свете фонариков, включенных на дальний свет. По прошествии нескольких десятков минут полета начинаются вскрываться изъяны нашего обмундирования. У всех начинают мерзнуть руки и лица, глаза вышибает ветром. Останавливаемся, начинаем перевооружаться. Я снимаю флисовые перчатки с верхней ветрозащитной варежкой, примеряю теплые высотные краги по локоть. Тут же рукам становиться тепло. Вижу у соседа проблема, ну нет у него других варежек. Отдаю свои, ранее снятые верхние, он остается доволен. Глаза защищаем горнолыжными очками, сразу становиться легче. Ветрозащитную маску не надеваю, а зря, потому как потом будет не до нее, и это приведет к легким обморожениям щек и носа.

Третий участник неожиданно говорит, что с него хватит, он возвращается. Мы не останавливаем его. На Высоте, как и в жизни, каждый делает свой выбор сам. С той лишь разницей, что на высоте, в случае неверно принятого решения, трагическая развязка может наступить гораздо быстрее, чем внизу.

Пока мы занимаемся всеми этими перетрубациями, физически ощущаю пытливые взгляды из-за пологов палатки наших многочисленных иностранных друзей, ожидающих когда же путь на вершину будет открыт нашей дружной тропежкой по развилку.

Проборздив перемычку, начав подъем на плато 6400, уже на рассвете, оглянувшись назад, я увидел цепочку восходителей, выдвинувшихся из штурмового лагеря нам вдогонку. Озарившее при этом склон солнце дало зеленый свет нашей попытке восхождения.

Уже на плато нас догоняет питерский участник. Вместе мы продолжаем тропить плато, выходим на фирновый взлет «Ножа». Это место, пожалуй, является техническим «ключом» маршрута, и представляет собой узкий фирновый гребень высотой метров 30 с крутыми склонами по сторонам. При его прохождении восходителю необходимо быть предельно осторожным, поскольку в случае срыва, несчастного справа ожидает падение на скалы глубиной на 50 метров, а слева свободное скольжение на километр по ледовой стене вниз до ледника.

Штурмовой лагерь

Мы поступили проще. Принимая во внимание значительное количество снега на склоне, после предшествующего восхождению снегопада, мы не стали испытывать судьбу на «Ноже», а протропили склон левее. Глубина и структура снега позволили сформировать безопасную тропу для последователей.

Вот мы и на 6700, вторая ступень Горы. С тропежкой мы чуток подустали, но именно в этом месте меня посетила уверенность, что «Рубикон» пройден, и Гора все же состоится. Это придало мне силы.

Далее путь пролегал траверсом по склону, выводя на снежные поля очередного плато, над которым уже была видна предвершина. Ну, думаю, дошел, но не тут-то было! Темп моего продвижения существенно спал, сказывалась подутраченность туловища. Да и высота уже приближалась к 7000. Остановки на отдых стал чаще. Очередной раз, рухнув на рюкзак, глянул на вершину, а она, злодейка, как будто и не приблизилась с моего крайнего перехода.

Иду уже по предвершинным полям. Иду, конечно, это сильно сказано. Плетусь на пределе сил, 20 шагов – остановка, 20 шагов и повисаю на треккинговых палках, судорожно втягивая в легкие воздух, пытаясь вытянуть из окружающего космоса крупицы кислорода. Восстановив дыхание, двигаюсь дальше.

Кажется, этим предвершинным полям нет конца и края. Вроде, вот за этим взлетом уже вершина. Ан нет, за ним встает очередное «Белое безмолвие Джека Лондона». «Ну, когда же?» – задаюсь я вопросом. На который получаю ответ от первого счастливчика, взошедшего на вершину и валящего назад, – «Через полчаса будешь наверху!» Поднажав, через час, я ступил на Вершину. Все, высота 7134 метра под моими ногами! Эмоций? – Ноль. Только по прошествии нескольких минут я начинаю осознавать, что цель экспедиции достигнута и теперь меня отпустят домой!

Вершина!
Вершинные флаги

Высшая точка пика Ленина представляет собой ничем не примечательный заснеженный увал, отличающийся от соседних наличием на нем сложенного из камней тура, утыканного всевозможными флажками и вымпелами. Рядом водружен православный крест и установлена пирамида, в память о героях-десантниках прошедших лет. И все! Следующим может стать вопрос, – «А зачем тогда туда?». Хоть убейте, ответить не смогу, ответ где-то рядом и вдалеке, одновременно.

Я не премянул внести свою лепту в украшение вершины, развернув над ней стяги партнеров экспедиции. Покончив с традиционной фото-видео съемкой я двинул вниз, подбадривая шутками и прибаутками встречающихся участников у которых Эта Вершина была еще впереди…

Мне же за мое долготерпение даже бумажку специально-обученную выдали.

Вопрос без ответа, – «Зачем люди ходят в горы?»

PRO: страшилки

Для многих этот сезон на пике Ленина стал удачным. Кто-то взошел на вершину. Кто-то довольствовался тем, что живой и почти здоровый. Некоторым не повезло.

И в этом сезоне Гора продолжала собирать свой скорбный урожай. С Горы не вернулось четверо. Вечная им память...

Одна участница на спуске с Горы при отсутствии видимости ушла не по тому гребню. В штурмовой лагерь не вернулась. Поиски результатов не дали. Пропала без вести.

Двое, тривиально, умерли на акклиматизационном выходе в лагере 2 на 5300. И никто ничего не смог сделать. Уже Высота.

Пик Ленина
на первый взгляд

Четвертый успешно сходил на вершину, спустился в первый лагерь на 4400 и умер. Инсульт. Нагрузки на организм для некоторых являются запредельными.

Были и более счастливые развязки. Один участник, карабкаясь по «Ножу» на 6400, сорвался вниз, улетел на скалы, весь переломался, но остался жив. Никто в тот день этого не заметил. Пропажу обнаружили вечером. Ночь пострадавший провел склоне без помощи. Только утренние поиски принесли ему надежду на спасение. Его нашли, оказали первую помощь, оперативно спустили вниз. Участник остался жив. Но захочется ли ему вновь испытывать судьбу на горном склоне?

Я привожу эти печальные факты не для того, чтобы кого-то запугать. Цель – предостеречь от легкомысленного отношения к Горам, вообще, и к пику Ленина, в частности.

Бытует неверное представление о том, что пик Ленина это «снежный пупырь», на который взойти, раз плюнуть. Это не совсем так. Да, он является самым «легким» семитысячником. Это-то привлекает множество людей на его склоны. Но переоценка собственных сил и недооценка трудностей Горы может привести и приводит к плачевным результатам. Поэтому на Гору, любую, нужно идти тогда, когда ты максимально уверен в том, что ты готов к ней. Многие это не понимают. Подтверждением тому, в том числе, является статистика восхождений на пик Ленина.

Памирское
крем-брюле

По моим наблюдениям из всех участников, совершающих попытку восхождение на пик Ленина, вершины достигают только половина восходителей с просторов СНГ и треть альпинистов иностранного происхождения. Объяснением этому нахожу в разнице менталитетов. Там где «советский» человек блюет, но идет, буржуин блюет и идет назад. Извиняюсь, конечно, за красочность примера.

Было ли мне страшно в моем путешествии? Пожалуй, да, несколько раз, но каждый раз страх был разным.

Первый раз страх посетил меня на ключе 5-ки Байчечекей, когда я попросил сменить меня на маршруте. Этот страх, как раз, и был замешан на ощущении собственной неготовности к сложностям маршрута. Но он заставил меня увидеть пробелы в моей подготовке, с которыми можно и нужно работать.

Второй раз, мандраже посетило меня в базовом лагере под Ленина, где я отдыхал после акклиматизационного выхода. Тогда спустились без горы участники красноярской команды, равно как другие сильные участники. Вот тут мне тоже стало страшно, а вернее, будучи готовым к Горе, я усомнился в том, по силам ли мне одному справится с теми масштабами во всем, которые предлагается Горой. С этим страхом пришлось успешно справиться, и от этого я стал сильнее, чему рад.

Пожелать же хочу всем успешных красивых восхождений и хорошей погоды!

Будьте готовы! Всегда готовы!

PRO: счастье

Да, про счастье. Как и в обыденной жизни, это неосязаемое ощущение вселенской радости посещает нас и в Горах. В этой поездке со мной Это случилось два раза.

Первый раз меня порвало на восхождении, когда я прошел «Нож» и по всем признакам понял, что Горе быть.

Второй раз, счастье нахлынуло в момент прохождения ледопада на спуске, ознаменовавшего, что все трудности Горы уже позади.

Счастье есть – Его не может не быть!

PRO: культуру-мультуру
Сулейман-гора
Ош на ладони

Традиционно любая поездка в горы завершается культурной программой И это путешествие не стало исключением. После гор в интернациональной компании мы весело прошвырнулись по Ошу, который понравился мне больше Бишкека своей самобытностью и азиатским колоритом. Очень понравилось попсовое восхождение на Сулейман-Гору, огромную монолитную скальную гору, вырастающую прямо из центра города. Оттуда открывается изумительный вид на город и его окрестности.

Успел я и до Иссык-Куля прошвырнуться несмотря на то, что времени катастрофически не хватало, а знаменитое озеро увидеть очень хотелось. Вышел из ситуации весьма оригинальным способом. Зафрахтовал такси и на нем запросто объехал вокруг озера за сутки (800 км), успев и искупаться и насладиться его пейзажами. Озеро, конечно, неплохое, но Байкал лучше!

На отдыхе
Азиатский брат
Байкала

Не успел я положить голову на подушку в гостеприимном доме Дмитрия Павленко после Иссык-Кульского турне, как у ворот просигналило новое такси, заказанное в аэропорт Манас, откуда меня уже ждал самолет в Россию…

До после восхождения, до следующей Горы…

PRO: Аксай

Моему продвижению на гостеприимной кыргызской земле способствовала фирма Аксай Тревел. За совершенно «дишманские» для меня деньги они сняли с меня кучу головняков, связанных с встречами-проводами, трансферами, гостиницами, сервисом на восхождении и многим другим. И это все при душевном и внимательном отношении сотрудников фирмы к моей персоне. За проделанную работу выношу им благодарность с занесением в личное дело. Остался очень доволен! Рекомендую всем, кто собирается в те края.

PRO: спасибо

Да, всем спасибо! Благодарю за внимание! До новых встреч, друзья!