в Иркутске 04:59, Апр. 19

Опубликовано:12.10.2010
Ключевые слова: велосипед, КБЖД, Байкал
Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы... Ехал велик с Порт Байкала,
А за ним ещё один... До Маритуя – вот экстрим!

Километраж: 87 километров.

Продолжительность: два дня.

Нитка маршрута: Порт Байкал – Шумиха – Пономаревка – Половинная – Маритуй – Култук.

Идея посмотреть красоту Кругобайкалки возникла у нас сразу после первого загородного велопутешествия на Витязь, 29 августа. С нетерпением следили за прогнозом погоды на Gismeteo, считая оставшиеся дни перед поездкой! Так как мы только начинали осваивать горные маршруты, что брать с собой в дорогу и сам маршрут решили узнать на Angara.Net на форуме... Спасибо всем ребятам за советы! Воспользовались практически всеми!

Собираться начали в пятницу: купили две запасные камеры и одну покрышку (для двух великов должно было хватить), а так же ремонтный комплект для шин. Да-да, раньше обходились без всех этих прибамбасов! Насоса своего у нас пока нет, поэтому попросили у знакомых, но нас, увы, подвели в последний момент, и мы поехали без него!

Взяли у друзей по рюкзаку, теплую одежду, шапки, два налобных фонарика, дождевики, пару шоколадок и орешки с водой для перекуса. Ехать решили налегке, переночевать собирались в Шарыжалгае и покушать по пути в одном из населенных пунктов, но не все запланированное исполнилось...

А теперь самое интересное – наше путешествие! Встали как жаворонки с утра пораньше. Рюкзаки уже собраны, велики тоже на готове! Отвезти нас до порта Рогатки отважился Дэн! В 6:30, загрузили меня с великом в машину и стартанули в Листвянку. По дороге подремали малость, предвкушая новые впечатления и байкальский экстрим. В начале 8-ого были уже на пристани Рогатка. Паром отходит по расписанию в 8:15. Выгрузились, и минут через 10 я вспомнила, что наша запасная покрышка уехала вместе с Дэном в машине, но Вова быстренько созвонился с Дэном и вернул нашу единственную запаску!

Байкальский
утренний туман

Утром в Листвянке было по-осеннему прохладно! Не больше +3 градусов, по правую сторону от Порта, вдоль Байкала, стоял густой завораживающий туман. Пока ждали отправления парома, прокатились по окрестностям. Встретили иностранцев, уж очень похожих на русских. Подкачали колеса на великах автомобильным насосом, одолжив его у одной из местных автолюбительниц, провожавшей в Порт своих знакомых.

Кони
на пароме

Паром был практически пуст, вместе с нами на нем переплывали две девушки с огромными туристическими рюкзаками, две иностранки и две пожилые дамы. Все по парам! Пока плыли, минут 20, выглянуло солнышко и осветило необыкновенный рельеф гор у Порта, которые стали походить на складки бархата. Конечно же, я не удержалась и сфотографировала на память!

Третий тоннель

Выгрузились, на часах уже около 9-ти. Проехали до памятного паровозика, пофотались и направились, по пока ещё имеющейся дороге, вдоль по железной дороге на встречу с первым тоннелем!

Начался путь довольно быстро, солнышко начинало согревать, чистое и голубое небо отражалось в необыкновенном синем-пресинем Байкале, а вокруг красовались зеленая травка и золотисто-зеленые деревья.

До 80-ого километра, турбазы «Электра», первой на нашем пути, пролетели по тропинке, даже не заметив! Дальше началась уже ожидаемая гравийка, ехали около шпал пока камни были мелкие. Нормально так, без каких-либо неудобств, но порой встречались и крупные камни в среднем по 5-7 см в диаметре и мой велик начинал в них зарываться. У Вовы таких проблем не возникало. Он ехал спокойно и уверенно по любой дороге!

По началу, останавливались у каждого тоннеля, любовались пейзажем и красотой архитектуры. Таким образом, около двух тоннелей, совершенно случайно, с фотоаппаратом в руках, встретили Мотаню и ещё один крошечный, но современный вагончик. Когда мы проезжали турбазу «Уланово», 98 км, с уютными на вид домиками, беседкой и специальным баскетбольным полем, нас встретили местные собаки, облаяли с ног до головы – наверное, пожелали «Счастливого дальнейшего путешествия», и вернулись по своим будкам.

Пополнили
запасы воды
Спуск
к Байкалу

У нас закончилась вода и мы спустились на чистый каменный пляж с золотистыми березками, не переставая любоваться волшебной осенней природой Байкала!

И снова
в путь

В следующий раз спускались к Байкалу уже в Шумихе, крошечном населенном пункте без единого магазина! Маленький мальчик с коляской сказал, что единственный ближайший магазин через 10 километров, в Половинке, причем выглядело это, словно мы не первые у него интересуемся адресами местных магазинов. И мы поехали дальше, минуя короткие и длинные тоннели, усыпанные стеклянными бутылками и другим мусором, несмотря на то, что кругом у путей стоят специальные мусорные контейнеры! Вот люди...

На станции Пономаревка, с военной техникой за забором, прилегли позагорать, прямо на перроне, пропуская очередную Кругобайкальскую электричку Рожка, так ее местные называют... И двинули дальше вперед, по бездорожью! Тропинки нам встречались, только заваленные поперек старыми шпалами, либо изрытые норками бурундуков. Кое-где не возможно было проехать даже рядом со шпалами, поэтому мы периодически топали по путям пешком, устраивая легкую встряску нашим великам.

Экстремальных ситуаций с великами у нас не возникло, не понадобился ни насос, ни камеры, ни покрышка. Как положили эти прибамбасы в рюкзак так и забыли про них.

Самый длинный тоннель оказался самым прямым и темным без каких-либо поворотов и окошек (то ли 356, то ли 365 метров) последние цифры стерлись из-за старости и мы толком не разглядели. В одном из тоннелей нам на глаза попались и сталактиты. А в остальных все тот же мусор, проволока и совсем немножко камушков. Так что, самая ровная дорога оказалась как раз в тоннелях!

Ужин туриста

В 7-ом часу мы были уже в Половинной. Нашли маленький синенький местный магазинчик, рядом с которым даже были ярко-красные пластиковые стол и стулья. Продавщицу вызвали, позвонив в звонок рядом с окошком. Обед-ужин оказался почти классически-туристическим: доширак, овсянка, сайра, хлеб, и кофе с пряниками! Поднялся сильный северный ветер, сдувавший все подряд к нашего столика. Местные пьяные мужики пытались прокатиться на одном из наших великов, но так и не разобрались, как на него садиться, удивившись ещё и количеству его скоростей! Зато угостили нас вкусной апельсинкой.

За ужином к нам присоединился местный черненький спаниель, который с удовольствием слопал два пряника из моих рук, а от апельсинки отвернулся.

Рядом с этой станцией расположены два очень красивых моста, один из которых действующий ж/д и второй, уже без рельс, с высоченными красными балками, напоминающий иркутный ж/д мост. Перед ним стоял такой же памятный паровоз, как в Порту Байкал. Сфотографировавшись, мы поехали дальше.

Погода все продолжала портиться, ветер только усиливался, мы утеплились, надев шапки. Начинал моросить дождик, до Маритуя оставалось каких-то 10 километров.

Добрались до поселка, когда уже стемнело. Шли по ж/д путям, которые оказались в ужасном состоянии, даже идти было крайне не удобно и рядом совсем не было тропинок, сплошные ямы, которые даже с фонариком сквозь траву не разглядишь!

Теперь перед нами встала новая задача – найти жилье на ночь! Постучались в первый же попавшийся дом, это оказалась почта. Сколько мы не стучали, дверь нам никто не открыл, хотя свет в окнах горел и мы видели в них неадекватную, как выяснилось на следующее утро, местную почтальоншу. Вторая попытка тоже была неудачной – в этот раз хозяева сказали, что им самим тесно и не пустили нас на ночлег, но мы не отчаивались и поехали дальше, по долгожданному Асфальту на перроне, а дождик в это время начинал расходиться. Домов там не много, хотя Маритуй считается самым крупным населенным пунктом от Порта Байкал до Култука.

Увидели ещё свет в окнах, оставили велики у путей и поднялись по ступенькам к дому. Тут нас уже облаяла свирепая овчарка, наверное, ее плохо кормят, так и хотела откусить от нас кусочек. Лай услышал хозяин и вышел, выслушав нашу просьбу снять жилье на ночь, предложил присесть на скамейку прямо в 3-х метрах от собачки, пока он сходит за хозяйкой. Но мы решили не злить встревоженного сторожа ещё больше и спустились ниже.

И тут... Ура! Вышла добрая хозяйка и сказала идти за ней в соседний домик для гостей под номером 11. Мы обрадовались, взяв велики, пошли следом. Домик стоял рядом с их 12-ым, метрах в 3-х. Небольшой такой, с двумя комнатами, печкой и мебелью. Хозяева оказались добрыми и очень гостеприимными людьми! Спасибо им за всё огромное!

Чтобы не топить печку нам принесли обогреватель, дали теплое ватное одеяло и чистое постельное белье. Двери между комнатами не было, поэтому воздух в домике практически не нагревался. А дождик на улице уже вовсю наполнял лужи. Хозяйка даже хотела накормить нас ужином, принесла соленый омуль с картошкой, смородиновое варенье и хлеб. Но мы были сыты ещё с Половинки. Так что, поклевали только немножко, для приличия. Наверное из-за недостатка общения хозяйка проболтала с нами около часа, и только потом ушла домой.

На следующий день отоспались! Встали часа в два, попили чай с пряниками, убрали за собой, собрали вещи и поехали осматривать окрестности Маритуя. Потом поехали на станцию, но магазинов даже тут не оказалось. Если что-то и продавали, то на почте, по настроению почтальонши. Нам она сказала, что у нее ничего нет. А местная бабушка поведала, что она сегодня невменяемая. Пока ждали электричку до Иркутска познакомились с двумя ангарскими мужчинами, которые шли вдвоем с палатками, кажется с Переезда. Обменялись впечатлениями, посмотрели немного фотографий друг у друга. Одного из них зовут Валера, возможно, он читает о нашем путешествии.

Дождавшись электрички, попрощались с нашими новыми знакомыми и двинули дальше на великах до Култука, по той же гравийке, шпалам и иногда встречающимся тропинкам. В 8-ом часу сели на электричку до Иркутска и были дома уже в 11-ом часу.

На протяжении всего нашего путешествия по КБЖД не встретили ни одного велосипедиста или туриста, зато приметили несколько хороших мест для палаточного лагеря со столами и лавочками, в одном месте увидели даже дартс! А в самом начале пути встретили обедающих ремонтников, копающих очередную яму около ж/д путей.

С собой привезли по огромному ржавому гвоздику (костыль), в прошлом держащих рельсы, горстку камушков, два литра самогона, рыбу и море необыкновенных эмоций, незабываемых впечатлений, искреннего счастья и осеннего байкальского заряда адреналина! Всем советуем проехать по этому маршруту именно на великах! Состояние дороги, все-таки, не главное!

Итак, итоги и советы: берите с собой, все равно, на всякий случай камеры, покрышки и насос с ремонтным комплектом для шин, проволоку и изоленту (мы нашли им применение, примотав запасную покрышку к рюкзаку). Побольше шоколадок и теплые вещи, вечерами совсем не жарко и в тоннелях тоже. Хорошие яркие налобные фонарики и дождевики (наши нам правда тоже не пригодились). Я ездила в сноубордической куртке – очень удобно, так как она не продуваемая и не промокаемая – советую брать что-то подобное.

Чтобы ощутить весь кайф этого маршрута лучше ехать три дня и взять с собой палатку, чтобы не заморачиваться, где переночевать, да и вечер у костра возле Байкала куда приятнее, чем номер турбазы или старенький домик местных жителей.

P.S. Дорога – жесть! Хлюпикам и маминким сыночкам даже не соваться туда, но этот маршрут стоит того, черт возьми, чтобы проехать его еще раз!