Две недели на воде – продолжение

Автор:Диана М.(Dischka)
Опубликовано:13.11.2013
Ключевые слова: Байкал, байдарка

Две недели на воде – продолжение. По Байкалу с Северобайкальска до МРС

23 июля, вторник
Наконец долгожданный старт. Едем с Солнечного на «Ракете». Год ожидания и подготовки маршрута на Хубсугул, а в результате идем маршрутом от села Байкальское (чуть южнее Северобайкальска) до МРС, которым часть нашей группы (Алексей и Андрей) уже ходили 2 года назад. Хочешь насмешить Бога – расскажи ему о своих планах. Но мы не в обиде.

Несколько пугает количество кулей, мешков и мешочков. Как все это упаковать? Но ничего, мы уже пуганные и опытные. Тем более у нас есть байдарка-двушка, а гребец в ней всего один. Вместо 2-го заложим скарб.

Ужасная пересадка в порте Байкал – короткими перебежками с тюками метров на 200. Интересно, почему никто не додумался стыковать «Комету» и «Ракету» поближе!? 10 часов сна, чтения и принятия пищи – и мы в Сереробайкальске. А на пирсе нас ждет Александр, наш собрат по приключениям прошлого года (на маршруте с Чивыркуя до Нижнеангарска), будто мы и не уезжали от него. Вечером радушные хозяева устроили нам званный ужин – какие замечательные люди! Ночуем опять в бане Александра. На утро собираемся стартовать, погода пока хорошая, но прогноз так себе и облака хмурятся.

Бравые матросы
Наша команда
Прощание с товарищем
Рассекая волну

24 июля, среда
Встали в 7 утра – и на первое купание, поздороваться с Байкальчиком как следует. Вода не холодная. Достаточно тепло и дождя нет, но пасмурно. В результате после купания, сборов и др. важных дел выехали в село Байкальское только в 12:00. По дороге начал накрапывать дождик, который к концу пути превратился в приличный ливень. Что делать? Хочется собрать байдарки по-сухому; едем, надеясь укрыться и собрать их под крышами развалившихся строений, но, по приезду в село, надежды умерли, как положено, последними. Вообще, поселок производит удручающее впечатление. Контора бывшего совхоза, цеха по переработке нерпы и другие помещения полностью разрушены и разграблены. Везде грязь, навоз. Там нет ни окон, ни дверей и ни полов – все ушло на дрова, видимо. Так что собирать в них байдарки не охота – все будет в какашках. У нас 2 варианта: либо ехать назад в Северобайкальск и там ждать погоды, либо брать катер и срезать 1 день – ехать на мыс Котельниковский (река Куркула). Там хотя бы есть хорошее место для ожидания погоды. В результате склонились к катеру. Возвращаемся обратно в Северобайкальск. Старт назначен с территории дачного кооператива. Я раньше нигде таких не видела – вдоль берега залива стена к стене стоят 2-хэтажные дома. Первый этаж – гараж для катера, а второй – жилой. Вот жены своих мужей в них теряют, наверное. За 19 тыс катер «Мария» КС-71 за час по дождю довез нас до места. Почти не вымокли.

Котельниковский

Маяк

Народу на берегу много, но и стоянок достаточно. Две компании человек по 15. Идет сильный дождь и теперь наша задача – поставить палатки. Первым делом собираем нашу походную баню и туда сваливаем все тюки, чтоб приятнее было разбирать вещи и немного посушиться. И сразу за сбор палаток и натягивание тента.

Саша с Андреем наловили хариузов – будет повод проверить нашу новую коптилку. Вечер закончился посветлевшим небом. Что завтра готовит нам погода? – посмотрим.

25 июля, четверг
Погода приготовила нам дождь... С утра морось, поэтому решаем сбегать погреться на источники на Котельниковский – погреться, тем более, что директор базы Василий Фомин, который нас подвозил вчера на катере, обещал договориться, чтобы нас впустили в цивильный бассейн бесплатно. Бонус к доставке – обычно не очень чистых путников туда не пускают. Вышли в 11, почти сразу дождь усилился и так шел весь день. Бассейн на базе, конечно, хорош, но дикие лужи прямо перед воротами лучше – горячая вода находится в метре от холодного Байкала. Можно туда-сюда плюхаться. В целом мы прогуляли 6 часов – погрелись, понежились и снова под дождь. Прошли мокрые, голодные, но довольные. Андрей, который оставался в лагере, начал собирать свою байдарку, в результате вечером все собрались, хоть сейчас ехать дальше!

Вот запрягли
Андрей и кедр
Владимир и чай
Баня

26 июля, пятница
С утра в путь и получилось. Небо хоть и в тучах, но изредка разбавленных голубыми просветами. На Байкале штиль – красота. Сегодняшнее утреннее задание – упаковать весь наш груз. Непросто, но мы справились. Надо сказать, что даже лучше, чем в прошлом году, не смотря на то, что груз у нас был более объемный, но и более легкий – в продуктах у нас в большей степени присутствовали сейчас объемные сушеные овощи, также в этом году с нами была коптилка. Упаковались всего-то за 2 часа! Ну что, в путь! Сегодня небольшой пробег до зимовий на губе Болсодей.

Подъезжаем. Два прошлых похода у ребят здесь останавливаться не получалось. Рыбаки, стоящие на зимовье, были не очень дружелюбны! Сейчас на косе появилось 2 новых домика – обитаемых, а старое зимовье стоит пустое. Еще на воде нас догоняет хозяин базы – Михаил. Уже 2 года, как он взял побережья в аренду и, надо сказать, навел здесь порядок и чистоту. Живет с женой, сыном и внуками. Предложил нам комплекс: 2 дня на стояние на своей земле с обеспечением дровами, баня, охрана вещей в наше отсутствие. И за все по 500 руб с человека. Причем попросил весьма стеснительно. Конечно, можно было постоять рядом и бесплатно, но нам понравилась стоянка и озерцо за ней (как потом оказалось, довольно-таки щучное). Хороший набор. Значит, вечером будет баня. Саша поймал щучку килограмма на 3. И сказал, что это единственная, которую он смог вытащить, остальные попадались крупные – пришлось резать леску. И вот уже и Андрей и Саша уехали на вечернюю рыбалку. Осталось придумать, куда девать рыбу. Хозяева – замечательные и радушные люди. Ко мне они относились, как к родной, когда я на следующий день приболела и решила не ходить на водопад, остаться в лагере. Большое им спасибо! По опыту, таких людей сейчас можно встретить только в глуши, вдали от цивилизации, которая в обмен за все свои блага вытягивает у человека самое главное – чистоту души и открытость сердца. Увы!

27 июля, суббота
Сегодня запланирована длительная радиалка на водопад "Стеклянная лента". По карте это 12 километров в одну сторону почти без троп. Мужчины стартуют в 8:15. Дальше с их слов: "С ними пошли 2 хозяйские лаечки. Вначале примерно три километра хорошая дорога, идущая до сенокосов, далее она переходит во вполне приличную тропу. Вначале... Как говорится, рано радовались! Примерно через полтора часа – брод через реку Молокон. Брод не очень простой с учетом того, что шли дожди и река набухла. Перебродили с палками. Почти сразу же наткнулись на старые зимовья с земляной крышей. Видно, что люди пользуются ими нечасто – троп нет. Из собак остается только Шаман (а второй Рыжик, почуяв, что это не прогулочный проминанд, съюлил в лагерь). Шаман бесстрашно переплыл реку, но сперва побоялся немножко, поскулил, а потом все-таки переплыл.

А дальше началось бездорожье. Идем по засечкам, но они постоянно теряются. То лезем на гору, то бредем по берегу, по камням. В результате на оставшиеся 5 километров уходит 5 часов. Местами лезешь, лезешь, час, другой, а в результате по GPS продвинулись 700 метров. Только в 15:15 подошли на водопад. Долго, очень долго. Подход получился около 7 часов с 3 пятиминутными остановкими. Сурово! Еще же надо и обратно возвратиться!

По дороге на водопад
Хрустальная лента
Общение с братом меньшим
Миша

По дороге Шаман облаял кого-то (мы решили, что медведя, Шаман не сильно разменивается на лай), не зря взяли с собой. Небольшое отступление про медведей. В прошлом путешествии нам так удачно встретился мишка, и не раз. Но фотосессию нам устроить так и не удалось. Поэтому теперь некоторые из нас просто грезили сделать фото хозяина тайги. А в этом году за такую встречу говорила и статистика – в дирекции заповдника нам было обещано до 300 медведей на погонный километр береговой линии по заповеднику! Но волей судеб все наше путешествие медведей мы либо слышали, либо видели следы его присутствия, но ни разу самого его никто так и не увидел. Возможно, желание его увидеть обостряло наше воображение, и любые косвенные признаки мы принимали за близость медведя. Вот, например, этот лай собаки – вот кто ее знает, что там она увидела?

Теперь задача – вернуться засветло. Несмотря на это, Алексей с Володей решают, все-таки, подняться до цирка водопада, еще раз глотнуть красоты. Это может занять час или даже больше, хотя кажется, вот оно все, рядом, как всегда в горах. Но на этот случай у нас есть резервный вариант – заночевать в зимовье, которое видели раньше. По кулуару к подножью водопада есть участки лазания, иногда по мокрым камням и даже по воде. Собака сопровождала ребят почти до конца, пока ее путь не уперся в вертикальные скалы. По дороге встретился ледничек, который еще не растаял. Лезть приходится через рантклюфт. Время, очень много времени! Поэтому долезть до самого верха не удается. Возвращались, местами спускаясь на пятой точке. А Алексей один раз пролез через струи небольшого водопада, где-то по пути оставил дань местным богам хорошие туристические часы с руки. Жалко, ну ничего, возможно, это благодаря им у нас всю последующую дорогу была отличная погода, ради такого не жалко. В 16:45 стартуем обратно. Идут уже по воде, спускаются по реке. Только в 10 часов возвращаемся в лагерь!

Я к тому времени уже вся извелась, ждала их не позже 20:00. Хозяева тоже беспокоятся. Мы с хозяевами постарались, приготовили вкусный ужин – котлеты из щук, которых вчера поймал Саша, и лепешки со сгущенкой. Еще и баню истопили погреться, но сил на нее хватило не у всех, мужчины пришли без задних ног. Шаман тоже доплелся до своей будки, и больше до утра его никто не видел. Все, спать-спать. А хозяева еще сидели у костра и пели песни под аккордеон. Да уж, ничего себе поход получился – хода по бездорожью и 12 часов почти без перерыва, но никто не пожалел!

28 июля, воскресенье
Просыпаться утром после вчерашнего большинству из нас было не просто, одна я поднялась, как огурчик. Встали в 7 утра. Сборы. Сердечные проводы с хозяевами, Михаилом Бочаровым, его женой Мариной, детьми и внуками. Всем рекомендуем воспользоваться их радушием, они всегда рады гостям.

Озерцо возле Молокона

Стартуем в 10:30. Короткая остановка в устье реки Молокон. Саша пробует рыбачить, но рыбалки нет. Ну и слава Богу – будем наконец-то уничтожать наши продукты. И далее по порядку – мыс Коврижка, мыс Мужинай (здесь обед и отличная стоянка прямо за мысом). Еще раз любуемся видими на гору Черского, просматриваем наш вчерашний маршрут. На ночевку останавливаемся в глубине залива на мысе Большая Коса. здесь стоит зимовье, вид жилой, 2 собаки и никого. Возможно могут вернуться хозяева. Поэтому останавливаемся рядом на косе, среди муравьев, которые к вечеру уже попрятались и мы решили их не будить, аккуратно поставить палатки. Лишь бы они нас не опередили с подъемом. Ночью приезжали хозяева собак, мы слышали их лодки. А утром, когда мы встали, опять никого не было.

29 июля, понедельник
Утром стартуем в 9:30 – что-то не получается оперативно собраться. Сегодня надо дойти до мыса Елохин, там нас ждет егерь Володя Владимиров, Алексей и Андрей его знают по прошлому путешествию.

Мыс Елохин встречает нас громкой музыкой. На рейде на другой стороне мыса стоия яхта и катер, на теплоходе музыка играет, народ веселится. Нас встречает Владимир и его жена Ирина. И еще егерь Олег. Оказывается, Володя уже не егерь, не срослось с новым руководством заповедника и после 10 лет работы их отправили в отставку. Радушные хозяева презентовали нам ведро рыбы и приготовили баню – кайф!

Особое впечатление произвел квас на березовом соке и изюме: на сока сахара и 400 гр изюма. Все это дело стоит на улице, защищенное от солнечных лучей, недели 2, до появления пены. Потом цедится, разливается в пластиковые бутылки и хранится в холоде до Нового Года. А потом на стол вместо шампанского. Владимир рассказывал, что даже именитые гости предпочитали этот чудесный напиток всяким своим текилам и мартини.

Еще запомнился чай из чебреца, приготовленный определенным образом – из позднеосенних корневищ. Очень хорошо спится после него. Успеть бы добежать до палатки!

А для повышения тонуса рекомендован отвар из сухого осеннего (до заморозков) корня шиповника и корня малины. 1 столовая ложка на 1 стакан и пить месяц. Короче, живут люди в гармонии с природой – она их и накормит, и согреет, и вылечит в случае чего. А в обмен – благодарность, бережное отношение и минимальное вмешательство – лишнего не берут, не злоупотребляют. Ей ведь большего и не надо!

30 июля, вторник
Утром доедаем рыбу – и в путь. Прощаемся с Володей и за весла. Сегодняшняя задача дойти до бухты Заворотная.

Зашли на реку Ледяную, оправдывает свое название – 30 июля прямо на берегу лежит снежник. А на камнях недалеко греются на солнышке несколько нерп, которые, завидя нас, попадали в воду, а потом через какое-то время опять залезли на свое лежбище и осторожно наблюдали за нами. А мы тем временем фоткались и прохлаждались на снегу. На склонах растет золотой корень – будем тонизироваться, идти далеко.

Мерри Поппинс перезагрузка
Улов
Турик
Этюд в пастэльных тонах
Это точно август

Потом потихоньку доходим до мыса Заворотный. Встаем на косе за мысом. Интересная коса – внутри заповедника находится территория, которая заповедником не является. Здесь недалеко целая деревня, но мы постарались встать подальше. На самом мысу стоит маяк, который к вечеру начинает мерцать, а к утру тухнет – вот техника дошла.

Вокруг нас довольно таки много медвежьих экскрементов, но мы так устали, что стараемся не обращать на это внимание. Варим ужин – и спать. Хотя кто спать, а кто и нет! Андрей до трех часов ночи караулил наш сон, охранять от медведей! И не зря! Почти всю ночь местные собаки облаивали медведей. На следующий день, в этом же месте знакомые нос к носу уже столкнулись с медведем! Хорошо, что мы узнали об этом только в Иркутске – идти было спокойнее.

31 июля, вторник
Наша сегодняшняя цель – мыс Покойники. Байкал опять, уже не первый день как зеркало. Поэтому встаем в 6:30, а в 8:30 – уже плывем. Впереди нас манит мыс Малый Солонцовый, достигаем его через 2 часа, встаем рядом с озером, Саша пробует покидать спиннинг, но что-то с закрытыми озерами нам не везет. Зато за озером какой-то зверь пугал нас своими воплями – так и не поняли, кто это был. Это не было похоже ни на какие звуки, которые раньше мы слышали в передаче «В мире животных». Возможно, это был раненый олень, не знаю.

Еще переход – и мыс Большой Солонцоввй. Штиль такой, что даже на обед не вытаскиваем на берег байдарки. Много купаемся, день стал жарким, вода теплее. Мы же идем на юг! Но все имеет обратную сторону – из-за штиля Байкал сильно цветет и водоросли не прибиваются волнам к берегу. Местами из-за этого даже сложно подойти к берегу.

Следующая точка – мыс Саган-Моран. А тут уже и до Покойников рукой подать. Хотя эти «рукой подать» растягиваются еще на 2,5 часа – мыс за мысом, а там еще мысок, и еще. Но вот наконец мы вошли в бухту Покойники. Нас встречают и тут же под нос прейскурант – платите 100 руб с человека! За это предлагают затабориться тут же среди домиков и тракторов. Что-то все это не нравится. Просим дать нам возможность встать на стоянке в лесу, где Алексей с группой стояли несколько лет назад. Разрешают не с первой попытки и в результате мы платим деньги за пустое место в лесу и за костровище на берегу, которое они сами и оборудовали в прошлый раз. Ну ладно, встаем. Вечером был потрясающе-красивый закат. Все обладатели фото-техники, даже самые пассивные, сделали себе пару-тройку кадров Воодушевленные, идем спать. Завтра день отдыха.

1 августа, среда

День отдыха от воды. Идем на перевал Солнечный к истокам Лены. Идем тихо, чтобы никто не видел, официально это запрещено! Теперь наша задача, чтобы нас не увидели егеря – у них все строго! По прямой до перевала 7 километров, в там еще два и мы на Реке. Нас сопровождает собачка с метеостанции – Кочум (имя мы потом узнали).

Исток Лены
Ремонтные работы

По дороге Алексей показывал нам растения и рассказывал об их свойствах. Встретили много редких видов. Весь маршрут занял 9 часов с отдыхом на истоке Лены. Красивое место. Даже не верится, что этот ручеек через пару сот километров превращается в мощную судоходную реку. Можно пройти еще вниз по течению до первых порогов. Однако самые сильные пороги в 5 километрах по течению – там, где сливаются четыре притока реки.

На обратном пути где-то недалеко прорычал очередной фантомный медведь. Самый большой сюрприз ожидал вечером. Саша собрался порыбачить. Что то не так с байдаркой?! Это был настоящий шок, разрыв шаблона, в который невозможно было поверить: расклеилась одна из байдарок вдоль борта, почти от носа до кормы. Через такую дырку выпадут все вещи вместе с гребцами). Лодка весь день пролежала на палящем солнце, а баллоны были под завязку надуты, вот они и не выдержали температуры(( Весь вечер ушел на склейку, хорошо, что Саша предусмотрел полный набор клейщика – от ацетона до профессионального клея для ПВХ. Операция вроде прошла успешно – аккуратно оставляем шкуру доклеиваться на ночь, завтра предстоит натянуть ее на каркас.

На косе иногда появляется связь БВК. Но она какая-то блуждающая: на одном и том же месте она есть, а через минуту – уже нету. Более-менее приличная связь появиться только на мысе Шартлай.

2 августа, четверг
Сегодня надо выйти из заповедника и пройти мыс Рытый, а он всегда преподносит сюрпризы. Начались они на подходе к Рытому. Не любит этот мыс пускать к себе чужаков, а тут еще и женщина!

При переходе промежутка мыс Анютха – мыс Рытый идеальный штиль сменился резким и порывистым ветром, заставляющим жаться к берегу. Ну ничего, пока гребем. Короткая остановка на мысу напротив ущелья и русла реки Риты, сейчас пересохшей, и еще раз разговариваем с домом. Собираем интересные коряжки, нигде такие не встречали – корни деревьев с вдавленными в них камнями, застывшие в невероятном сплетении. И сами корни как будто сплющенные. Произведение в стиле Сальвадора Дали. Конечно, берем их с собой. Говорят, там радиация завышена, надо бы их проверить. Очень интересный мыс: растительности мало и вся она клонится к земле, как бы опираясь о нее и боясь упасть. Так и образуются интересные коряжки.

Рытый
Статуэтки Дали

Об этом мысе ходят столько легенд – а может, и не легенд. Кто-то слышит голоса, кто-то видит пришельцев. Говорят, что если скот забредет на Рытый, то его уже не ищут, а сам он никогда не возвращается. И действительно, энергетика на мысе очень необычная, какое-то отрешенное спокойствие, не смотря на ветра вокруг острова, на самом – полный штиль.

Устье Риты

Но надо плыть дальше. О том, что с Рытого ничего брать нельзя, вспоминаем сразу же после старта. Резко налетает горняк, крутит в разные стороны, умудряется дуть одновременно и в спину, и в лицо. Андрей в одиночку с трудом справляется со своим судном. И такая свистопляска сопровождает нас всю дорогу до мыса Кочериково. А тут это уже не заповедник, не зона Рытого – ветер стихает. Вот и не верь после этого в мистичность Рытого!

На подходе к мысу Кочерековский уже много людей. Вот это сюрприз! Стоит табор из 5-ти машин, среди которых даже легковушка. Ну все – автомобильные туристы добрались и сюда. Скоро будет здесь городской пляж. Вечером к нам подошел мужик в форме, с ружьем и стал требовать разрешения. Мы показываем ему разрешение от Байкало-Ленского заповедника. Говорит: нет! Здесь уже другое – национальный парк. Берет с нас по 60 руб с человека. За это весь вечер травит байки про медведей, про Рытый и прочие достопримечательности. Напоили его чаем, от сладкого отказался совсем.

3 августа, пятница
Переход до Замы, и мы уже почти входим в Малое Море. Становится больше турбаз и отдыхающих. Встречаем водных путешественников из Омска на 2-х катамаранах, один из которых внушительно нагружен скарбом, целая гора выше человеческого роста. Они тут частенько, оказывается. Едут семьями, с маленькими детьми.

Я слишком сыт сегодня

На обед остановились в интересном месте перед мысом Кулгана, недалеко за поселком Онгурены. На мысе Хардо встретили щитомордника. Устроили ему фотосессию. Он, бедный, только что пообедал, наверное, мышкой, так как на его тельце хорошо выпирал толстый комочек. Поэтому змей вел себя довольно пассивно, даже, когда его живот с обедом застрял между камнями, он невозмутимо включил заднюю скорость и вырулил из засады. Вечером делали баню из нашей палатки для зимней рыбалки. Нашли место с шикарными каменными плитами, из которых баню сложить было одно удовольствие. Баня получилась на славу!

4 августа, суббота
Переход на мыс Зундук. Сразу после старта при переходе к мысу Калтогой в другой байдарке обнаружили воду, наша вроде ведет себя хорошо. Пробили дно пластиковой(!) бутылкой. Закрепили армированным скотчем – вроде нормально. До места ночевки дошли без происшествий. Мыс Зундук оказался довольно чистым и тихим местом, не смотря на явную близость цивилизации. Рядом склоны с чебрецом. Попаслись на них немного. Высоко на горе стоит крест, назначение которого не вполне понятно. Когда мы к нему поднялись, увидели надпись, что он освещен тем-то тогда-то, а в честь чего – не ясно.

К вечеру поднялся ветер. Я устроила постирушки. Забросила свои вещи в воду недалеко от берега и придавила их камнями. Оставила это дело буквально часа на 3, волны ходили достаточно оживленно, поэтому я была уверена, что надолго не надо. На речках я на ночь так одежду оставляла. Через 3 часа я достала ее и обалдела – она вся была в дырку, как будто мыши поели. Неужели, это гамарус так себя ведет!?

Ура! Конец пути
Я дарю вам букет
Бедный Ёрик
Поток неба

Ночью ветер усилился и очень настойчиво пытался поднять вверх палатку. Он дул еще 2 дня и не дал нам продолжить путь. На 3-й день мы пешком дошли до ближайших строений и попросили хозяев помочь нам выброситься в Сахаюртэ. Не доплыли до нашей конечной точки 40 км.

Так и закончилось наше путешествие. Немного с грустью и с чувством незавершенности. Но мы в очередной раз восхитились мощью Байкала и природой в целом, а также ролью человека в ней – насколько человеческие желания малозначимы, если у природы другие планы. Назад ехали преимущественно молча, обдумывая свои мысли. И все-таки, как хорошо, что ты у нас есть, Байкал! Что ты рядом, только руку протяни. И что есть возможно получить для себя такой ценный урок – человек супротив природы быть не может и не должен!

Участники:
Алексей – руководитель группы, идейный вдохновитель
Александр – участник группы, рыбак до мозга костей
Андрей – участник группы, самый сильный участник
Владимир – участник группы, первая страсть – фотография
Диана – участница группы, душа компании