arter [371529]: иначе можно предположить,что коренных тофов практически вообще нет? Тем более не ясно,куда они исчезли.. Или во всем виновата "городская болезнь" - молодежь убегала из глухомани в "цивилизацию"?
Berks [371543]: Очень нехорошую роль в судьбе тофов сыграла русская водочка.
Благодоря особенностям организма( небудем заострять внимание на биохимии), привыкание с первой рюмки, примерно как к наркотику и деградация последующих поколений.
Как то недавно, в Иркутский областной центр народного творчества и досуга(ОЦНТиД на Свердлова 18а) приезжали тофы, т.е. их предки, с выставкой и рассказами про свой народ. Что меня удивило так это то что они сохранили часть своих традиций.
Если вспомню, то обязательно выложу.
Тофалария – загадочная страна на северных склонах Восточного Саяна. Эти суровые, неприветливые места издревле обживали племенные группы, которые известны под именем карагас или тофов. Сегодня тофы – самая маленькая этническая группа, проживающая на юго-западе Иркутской области. Алыгджер – столица Тофаларии.В Алыгджере в летнее время проходит национальный праздник «Аргамчи-Ыры» или Арканьи игры. Этот праздник существовал у народа с давних времен, но потом, в годы советской власти, он был забыт. В 1991 г. после кропотливой экспедиционной работы сотрудников Иркутского областного центра народного творчества и досуга и при помощи администрации Нижнеудинского района он был снова воссоздан. Были живы еще носители тофаларской культуры, они помнили обряды, игры, песни, сказки, народные ремесла. Они же рассказывали, какое это было радостное событие в кочевой жизни тофов, когда они собирались в каком-нибудь живописном месте раз в году. Заключались брачные сделки, проводились суды, разрешались споры. Устраивали Арканьи игры, варили вкусный чай, угощали друг друга диким мясом, пили бухулер – густой мясной бульон.
В преддверии же этого праздника в Выставочном зале Областного центра народного творчества и досуга состоялась большая выставка работ тофаларского искусства, на фоне которой выступал тот же фольклорный ансамбль «Дыырак Ибилер».
MaxZ [372130]: Отличный ролик! Спасибо, Максим Сергеевич! (Отцу привет!)
Продолжение к Тофам:
Тофалария является частью Муниципального образования «Нижнеудинский район» на юго-западе Иркутской области на границе с Тувой и Красноярским краем. В настоящее время площадь территории Тофаларии составляет 26 тыс. кв. км, где в трех поселках, по данным ЦСУ на 1.01.2009 г. проживает 1191 человек, из них тофов – 686 человек, других национальностей 505 человек. Так в п. Алыгджер проживает – 527 чел., тофов – 256, п. Нерха – 214, тофов – 141, п. Верхняя Гутара – 450, тофов – 289.
За советский период Тофалария претерпела огромные социально-экономические и культурные изменения. Стремительный переход от кочевничества к оседлому образу жизни изменили весь исторически сложившийся быт тофов, началось нивелирование культурных особенностей. Не умевшие жить в деревянных домах, тофы летом ставили чумы во дворах и спали там. Молодое советское государство создало условия для перехода этого народа к оседлости, для чего в 1930-1931 г.г. было построено три ныне существующих поселка: Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара. Разумеется, но Тофалары не стали жить в поселках постоянно – пастухи оставались при оленьих стадах, охотники надолго покидали поселок, когда в охотничий сезон расходились по своим угодьям, порой весьма далеко от дома. Тем не менее, значительная часть тофов стала оседлой. Изначально в этих поселках поселились и русские, и с тех пор межнациональное общение стало тесным и регулярным, возникли прочные соседские, дружеские, а позднее и родственные связи.
Родство тофов
Племя делилось по родам – Хааш, Сары Хааш, Чептей, Чогду и Кара Чогду, всего пять.
Западные рода – Хааш, Сары Хааш – родственные Хакасам.
Средние рода – Чептей – ближе к бурятам
Восточные рода - Чогду и Кара Чогду – ближе к тувинцам.
Фамильное родство:
Род Чогду – Амостаевы, Андалаевы, Адамовы, Буктубаевы, Тоболаевы, Киштеевы.
Род Кара Чогду – Арактаевы, Шипкеевы, Унгуштаевы, Баканаевы, Кангараевы, Токуевы.
Род Хааш – Сагановы.
Род Сары Хааш – Болхоевы, Калдынаевы.
Род Чептей – Кусаевы, Тулаевы.
Каждый род имел свою территорию, границами которых являлись реки. Так, род Хааш кочевал по р. Бирюсе, Чептей – по р. Какра-Бурень, Чогду – по р. Уда, Кара-Чогду – по р. Ока и Сара Хааш – по р. Гутара. Каждый род закреплен по территориям, маршруты кочевок и места стоянок были постоянны. На стоянках делали лабазы, где оставляли летние и зимние вещи, чтобы не возить лишний груз, не загружать оленей.
Зимняя стоянка – кыш – зима – кыштаг (кишлак)
Весенняя стоянка – чезаг
Летняя стоянка – чейлаг (джайлау)
Осенняя стоянка – кузег.
А вы знаете, что прямо в Иркутске есть сооружения Кругобайкальской железной дороги?
Кругобайкальской железной дорогой обычно называют участок пути от станции Порт Байкал до станции Мысовая. Сейчас это тупиковый маршрут, а еще 60 лет назад по нему было постоянное движение. Железная дорога шла от Иркутска до станции Порт Байкал вдоль русла Ангары. Сейчас эта часть железнодорожных путей скрыта водами Иркутского водохранилища. Остались только опоры - остатки Иркутск-Байкальской ветки, построеной в 1896-98 годах. Можно с уверенностью сказать, что именно она является началом Кругобакальской железной дороги.
Опоры моста возле речки Кузьмиха, как зеркало отображают целую эпоху. Каменная кладка обработана разными способами: более поздняя - ровная, ранняя - тёсана вручную. Сейчас сохранению Кругобайкальской железной дороги, как историческому памятнику федерального значения, уделяется много внимания. А вот остатки начала Кругобайкальского пути нещадно разрушает время. По мнению специалистов, они тоже должны быть сохранены.
Действительно следует обратить внимание на это объект и подумать о том стоит его включать в исорико-культурное наследие или не стоит. Он заслуживает. этот объект интересный, архитектура моста необычная, тем более находится в черте города Иркутска, - сказал историк, научный сотрудник Музея истории ВСЖД Александр Хобто.
Рядом со старым разрушающимися опорами железнодорожного моста активно развивается промышленность. Если специалисты не обратят внимание на объект, который заслуживает право быть историческим памятником, он может просто исчезуть с лица земли.
На Бабре очень много материала, в разделе истории. Лично меня всегда история кладбищ привлекала. Фонтан напротив Баргузина, угол Седова-3 Июля, парк на углу Кл. Цеткин-4 железнодорожная... Все это кладбища и места захоронений последних 2-3 сотен лет. По головам ходим! В буквальном смысле...
Beautiful_Elena [373954]: Да и фиг бы с ним. Весь город в "памятниках". Деревянные сараи-памятники в центре... Стоянки бы построить, да дома нормальные. Ан нет - архитектурное наследие.
...А на месте Фортуны, на берегу Ушаковки, находился городской Интендантский сад. С музыкой, альпийскими горками и всеми делами. Тот самый, про который Чехов написал в своих дорожных мемуарах. После революции на его месте промзона возникла.
Да и вообще:
http://express.irkutsk.ru/history/map/xxb/l2/full.htm
andrkoss [373963]: Знаете, Андрей, снести всё это наследие, конечно, можно, но что тогда останется в городе? Хрущевки и здания из стекла и бетона? Таких городов и в стране и в мире тысячи. У Иркутска есть индивидуальность, выглядит, она правда, пока не очень хорошо. Я считаю, что деревянные дома нужно реставрировать и сохранять.
Beautiful_Elena [374361]: Я считаю, что деревянные дома нужно реставрировать и сохранять - зависит от того, какие именно дома.
У нас вовсе не так много старинных домов, которые имело бы смысл сохранять.