Негонка Братск-Северобайкальск (туристический вариант)

Автор:Елена Асташова(LynxLynx)
Опубликовано:19.08.2008
Ключевые слова: велосипед, Северобайкальск, БАМ, Даван, Братск, Усть-Кут
11-е июня.

11-го июня багаж был собран, укомплектован в большие и не очень рюкзаки, и 5 отчаянных человек (Федор, Паша, Антон, Дима и я – Лена) отправились покорять трассу типа облегченным маршрутом. Самый большой вело-рюкзак был у Федора, оказалось, что 80 литров – это не так уж и много. Как он его спускал с 8-го этажа – пусть сам рассказывает.

Стартовали от Х-Мастера вместе со спортсменами, точнее за ними.

На падунской трассе нам уже было их не догнать и мы поехали в своем темпе. За Гидростроителем остановились "заправиться".

На 52-м км подъехали к кафе. Время 22:55, работает до 23-х часов – упросили хозяев нас покормить.

Добрый дяденька хитро поинтересовался у нас, есть ли с собой ружьё. Оказывается в тех краях рядом с дорогой ходит медведица, потому как там сбили её медвежонка. Мы судорожно сглотнули, но все-таки отправились по какой-то просеке через лес, чтобы быстрее добраться до станции "Подвыездный". Перебрались через ж/д пути и рядом разбили лагерь для ночевки.

Пока сидели грелись, Антон и Дима вспомнили вдруг, что они не взяли паспорта. Начали соображать, как их добыть. В итоге решили, что когда будем проезжать Железногорск, позвонят, чтобы паспорта им отправили в Северобайкальск. Ночь прошла спокойно, поезда никому не мешали, медведица тоже никому не встречалась.

12-е июня.

Подъем в 7 утра, чтобы успеть собраться, поесть и сесть на электричку в 9:40. Ох и долго же мы собирались... А потом еще колеса чистили от грязи, чтобы в электричку зайти нормально.

Нас вышел провожать местный житель с друзьями.

Быстренько погрузились в электричку. Дальше произошла небольшая заминка. Народу оказалось прилично так, и почему-то люди оказались слегка тормознутыми. Пришлось специально просить некоторых пересесть, чтобы освободить нам первые места от двери для великов. Они делали это с таким видом, как будто нам огромное одолжение делают. А когда мы расставили велики и разложили рюкзаки и подсели к другим пассажирам на свободные места, они на нас так дико смотрели, как будто мы страшные кровожадные монстры и сейчас на них набросимся. Странный народ. Одна женщина была самая адекватная, ехала с маленькой дочкой. Как оказалось, она тоже раньше путешествовала подобным образом и теперь нам завидовала.

Перед посадкой на электричку обнаружили, что у Антона спустило заднее колесо. Ремонт производили в электричке на освободившихся местах. Проезжали тоннель. Интересное ощущение внезапно наступившей ночи. Рядом строится новый.

На станции Коршуниха-Ангарская (Железногорск) выяснили насчет доставки паспортов. Купили пирожков и ели с огромным удовольствием, потому как Сникерсы всем надоели уже.

Подремали немного (ехали около 5 часов). Встречались станции со странными весьма названиями, т.е. вообще без названий. Например, "563 километр", такое чувство, что станция в никуда. Хотя мы вышли как раз на станции с примерно таким названием. За Каймоново.

И ожидала нас длинная гравийная дорога с проносящимися мимо грузовиками... Не удивительно, что именно на этом отрезке пути многие теряют своих напарников, кто из-за физической поломки, кто из-за психологической. Вот например пыль от камаза. А это сейчас нас накроет.

Вот так в пыли мы доехали до небольшого участка асфальта поселка Янталь. Там заехали в придорожное кафе "У Стаса". Только сделали заказ, подъезжают наши спортсмены. Они оччень удивились нашему присутствию. Зашли, увидели нас: "А вы здесь на чем?" Типа не могли же их простые туристы обогнать. Объяснили, что мы на электричке доехали.

Попрощались с гонщиками, поели и двинули до Усть-Кута все по той же гравийке. А природа вокруг все краше и краше.

И так радостно было выехать на асфальтовую дорогу! В Янтале нас местный дяденька предупредил, что оказывается с Усть-Кута до Магистрального электричек нет! Поехали выяснять.

Усть-Кут – город очень странный. Как кишка, длиной в 40 километров растянулся по берегу реки Лены. Пашу, Антона и Диму отправили на вокзал выяснять насчет электрички, а мы с Федором хотели переехать через мост и найти место для ночевки. Но нам это сделать не удалось. Сначала узнали, что электрички все-таки нет, парни почему-то сильно задержались на вокзале. Мы с Федором не сразу нашли собственно мост через Лену, потому как никаких указателей на него нет. Обнаружив-таки его, стали ждать ребят. Связь с ними пропала почему-то, а они оказывается заезжали в магазин. Но почему-то не купили воды! Понадеялись, наивные, на ночевку рядом с рекой. Не тут-то было. На мосту нас остановила машина ГАИ. Долго выясняли, кто мы и откуда и зачем едем куда-то. Потом объясняли, куда и как лучше проехать и проводили нас до нужной своротки.

Дорога шла асфальтовая мимо дачных участков по горе. Уже совсем стемнело и почти ничего не было видно, а в черте города оставаться не хотелось, потому как как раз был праздник и местная молодежь вела себя весьма буйно. И как назло места нормального не обнаруживалось. Справа от дороги склон уходил круто вверх, слева круто вниз к дачам. Кое-как отыскав в темноте место, отдаленно напоминающее полянку на склоне вверх от дороги, поставили палатки, быстренько поели и улеглись спать. Несмотря на близость с дорогой, ночь прошла абсолютно спокойно. Может потому, что были жутко уставшие.

Немного об Усть-Кутских дачах. Очень удивило, что некоторые из них находятся ну очень уж на крутых склонах. Странно, как там люди ставили домики и что-то еще выращивают. Поприкалывались, представляя, как например они копают картошку, боком.

13-е июня.

Подъем в 8 утра. Жутко не хотелось вставать. Спать было неудобно. Вылезли из палаток и удивились аж, какое "замечательное" место для ночевки мы нашли.

Не надо было затягивать с поисками... Или останавливаться и разбивать лагерь до Усть-Кута... но было уже не важно. Сложились, поели, привязались и поехали. Практически сразу от нашего места ночевки встретили иркутян, они тоже собирались в путь.

Асфальт кончился, снова гравийка. Т.к. электричек нет, решили ехать сколько сможем, а потом поймать попутку до Магистрального. По пути остановились за мостом рядом с ручьем. РАзогрели каши, поели, скипятили чай. Сытыми ехать веселее. Дорога как назло жутко однообразная, и была бы еще укатанная, так нет, все в камнях, особенно спуски-подъемы. На очередном из них снова стали перевязывать багажник Антона или Паши, не помню уже точно (почему-то именно они всегда останавливались и перевязывались). Мы с Федором уехали вперед, оторвались уже прилично, решили подождать. Смотрим, едет грузовичок, думаем, неужели наши там сидят. И точно, грузовик останавливается, водитель улыбаясь выходит: "Вас тоже посадить?" Долго смеялись, когда дверь фургона открыл. Меня посадили в кабину на удобное кресло, еще и подушку дали, я даже задремать смогла, несмотря на жуткую тряску. А парни, закрытые в фургоне, пытались спать на ящиках с водкой (!) и прочей алкогольной продукцией. Этот грузовик развозил её по магазинам в населенных пунктах.

Водители недоумевали, как мы так вот собрались на великах куда-то, как мы можем вообще от этого удовольствие получать. Зато мы от таких приключений в полной мере ловили кайф несмотря на все сложности.

Заехали в Звездный покушать. Нас предупредили, что по пути больше не будет кафе и лучше поесть там. Возле кафе опять же встретили иркутян. Они на тот момент обогнали Томскую команду, но после Звездного снова отстали.

После Звездного начинается самая ужасная дорога – всего несколько километров гравийки, зато потом она переходит в глинистую грунтовку с ямами, огромными лужами и просто непроходимой грязюкой. В дождь там вязнут грузовики и слетают с дороги тракторы вместе с прицепами. И у кого только язык повернулся назвать эту жуть трассой! Воистину, в России нет дорог, одни направления.

Но после Звездного самая красивая природа начинается. Полноводные мощные реки, величественные (пока еще небольшие) горы, поросшие лесом, зеленые острова. Деревья я такие только в сказках видела. Высоченные ели, совсем другого цвета, не как у нас, и гораздо пушистее. Могучие сосны, кедры, лиственницы. Вдоль рек особенно выдающиеся. Вот бы там нормальные дороги проложить и сделать курорты. Красотища – дух захватывает! Правда всю эту красоту видела только я, потому что сидела в кабине, парни были закрыты в фургоне и хотели меня побить, если я им про природу рассказывать буду.

В Небели начался асфальт, удивительно ровный. Там же мы закупились консервами в магазинчике. Выгрузили нас на холме перед въездом в Магистральный. Мы до него быстренько спустились, быстренько проехали и соображали, где же нам переночевать. Навстречу по дороге наш спортсмен – поломка немного не доехал. Предупредил нас, что дальше разлилась река и по трассе проезда нет, все идут по железке. Решили не испытывать судьбу и поискать ночлег поблизости. Заехали в дачный поселок и расположились на холме на "берегу" разлитой Киренги. До нашего приезда прошел дождь. У меня промокли ноги, я жутко замерзла и в итоге простыла, но путь продолжила все равно. На дачах никого не было видимо из-за погоды. Парни натаскали дров (нашли посуше), развели костер. Посушились, сварили макароны с тушонкой, наелись, напились чаю горячего и спать. Было сыро и холодно, но лучших условий просто невозможно было тогда найти. Даже не фотографировал никто в тот вечер.

14-е июня.

Будильник начал звонить в 8 утра. Встали в 8:30. Тяжело вставали. Все по-прежнему было сырым, но радовало чистое небо и солнце.

Развесили палатки сушиться, позавтракали. Обычные утренние сборы-привязки. Только в это утро они почему-то ну очень сильно затянулись, из-за чего Федор сильно нервничал.

Вода в реке прибыла. Еще немного, и мы бы оттуда выбирались только вплавь. У меня в носке утром, а потом и на колесе Федора оказался жук – хотел, наверное, с нами поехать. Наконец-то все собрались и выехали на трассу. По ней мы ехали не долго, потому как Киренга разлилась очень сильно. В нескольких местах дорога просто затоплена. Но красотища вокруг. Природа, умытая дождем, ярко светит солнце, травка-цветочки вдоль дороги... А наш путь мы продолжили по железной дороге.

Асфальта после Магистрального нет совсем до самого Северобайкальска. Гравийка, местами песчаная и хорошо укатанная, местами с булыжниками. Ни на какие попутки уже не садились, добирались на своих двоих – колесах. За Магистральным очень красивые горы начинаются. На отвесных склонах как-то умудряются расти ели.

Снова попали на разлив реки. Машины в этом месте просто плывут – колес не видно. Вот таким образом – где по трассе, где по железке, добрались наконец-то до Улькана. Весьма странный поселок с единственной кафешкой и парой маленьких магазинчиков на "площади".

В Улькане пришлось попрощаться с Пашей, так как он не успевал на работу. Упаковали его вел, оставили его ждать поезд, закупились едой и водой, двигаемся дальше. Как же надоела уже гравийка. Но деваться некуда, надо ехать. За Ульканом дорога проходит по мосту через мощную реку с интересным название Умбелла. Вообще по дороге встречается много рек (как больших полноводных, так и маленьких речушек), ручьев и ручейков. Некоторые горные ручьи протекают прямо через дорогу, их приходилось "переплывать".

В трех местах дорогу пересекает речка Юхтия. Остановились на ночевку на классной поляне в лесу рядом с третьим мостом. Там нас чуть не съели комары и мошка. Намазались-набрызгались от противных приставучих насекомых, наелись макаронов с тушенкой (точнее с кашей с тушенкой, потому что забыли нормальную тушенку купить в Улькане), расползлись спать. К утру из-за реки воздух в палатке стал совсем сырым и холодным. Но в целом спалось неплохо, сказывается езда по гравийке.

15-е июня.

Проснулись в 8 утра. Собирались на этот раз быстро. Во-первых, потому что комары, во-вторых, потому что в этот день нас ждал Дабан! (местные почему-то называют Даван, хотя оказывается в бурятском языке нет буквы в)

Недолгий путь до поселка Кунерма через одноименную реку. Поселок – жесть! Несколько двухэтажных деревянных домов (благо, что с удобствами внутри), станция – всё! Магазин есть, но он не работает по средам, субботам и воскресеньям (мы как раз в воскресенье туда и попали). Еда заканчивается, воды почти не осталось. Набрали у местных жителей воды в бутылки. Мужчина объяснил, что этот поселок стоит только потому, что там живет обслуживающий персонал железной дороги. А так бы его давно снесли. Отдохнув и хотя бы напившись (поесть решили после Дабана) мы отправились покорять вершину (как оказалось, почти тысячник). От Кунермы тягун. Ничего особо сложного. Я бы его назвала тягуном из-за постоянного встречного ветра. Ехали между горами как будто в сквозняке, и даже с горки приходилось крутить педали. После реки Кунермы открывается потрясающий вид на Северо-Байкальское нагорье.

На склонах гор под снегом шумит вода. Горные ручьи текут вдоль дороги, местами пересекают дорогу. Вода ледяная. Героически их преодолели. вот такие там ручьи!

По пути на Дабан есть памятник двум ментам (не помню, по какому случаю) рядом с водопадом. Чтобы увидеть водопад во всей красе, пришлось спускаться вниз по крутому склону по камням.

Подъем оказался действительно тяжким! Больше из-за того, что он длинный. Еще и перепад давления из-за высоты. Я большую часть просто катила велик рядом с собой. Дима залег в кусты, птом намотал футболку на голову, напекло сильно. Все те же горные ручьи вдоль и поперк дороги. Вокруг дивный вид на нагорье. Почти на вершине снег. Жара, а парни валялись в снегу.

Дабан был нами покорен! На вершине сели отдохнуть. Съели по половинке оставшихся сникерсов, запили водичкой и спустились с горы до Гоуджекита (Солнечный) к горячим источникам.

Магазина там не оказалось, только кафе. Наелись до отвала. Антон с Димой пошли купаться в источнике. Мы с Федором не рискнули, потому как неохота было мокрым потом в палатку залазить. Неподалеку нам показали замечательное место для лагеря. Рядом с базой, чистенькое место, специальная зона для костра с бревнами-сидениями. Я ходила жевала молодые шишки кедра и сосны, чтоб хоть как-то простуду заглушить. Поставили палатки, напились чаю и уснули крепким сном. Правда у меня ночью поднялась температура.

16-е июня.

Последний день нашего пребывания в тех замечательных местах. Я проснулась по будильнику в 9. Федор вылез из палатки раньше и обнаружил Антона, который уже разводил костер. Оказалось, Антон встал раньше, потому что его птички "затутукали". Там оказались две птички, которым ранним утром приспичило переговариваться на соседних деревьях. Позавтракали, собрались (довольно быстро) и в путь уже до Северобайкальска. Каких-то 35 километров. Казалось бы фигня делов. Но не тут-то было. Поначалу дорога была хорошая, песчаная, укатанная. Едешь как будто не по трассе вовсе, а где-то в большом парке, по краям дороги лес, река шумит, красота... Антон с Димой упилили вперед, мы с Федором неспеша едем. Увидели какие-то полуразвалившиеся строения, домики, церквушку, спустились, думали, что это типа исторический памятник. Оказывается совсем не исторический и совсем не памятник. Местный дяденька (он там стоял с машиной) сказал, что это муляж, что тут собирались кино снимать. Удивились, какое тут может быть кино. Потом пригляделись к строениям – действительно, у некоторых задняя стена отсутствовала, у некоторых половина крыши, видимо, в зависимости от запланированных ракурсов.

9 километров до цели. Бонус! Дорога усыпана просто булыжниками. Выбирали сначала, где ехать, потом поняли, что это бесполезно. Просто тряслись по камням. Урра! Наконец-то вывеска Северобайкальск! До самого города примерно 6 км. Радость быстро поугасла, когда неожиданно начался крутой подъем все с теми же каменюками протяженностью где-то 3,5 км. Жесть! Дабан отдыхает просто. Всего (!) за 2,5 км до города начался асфальт. И опять подъем. Как же я замучилась с ними. Зато после въезда в город идет классный спуск! Вот там скорость! Но на встречу довольно холодный ветер.

Доехали до вокзала, меня оставили сторожить вещи, парни пошли за паспортами и билетами. Мне че-т совсем поплохело, я уж было собралась на вокзале остаться ждать, но меня Федор уговорил еще немного прокатиться по городу, заехать куда-нить поесть и купить лекарства. Разгрузили мой багажник, поехала. Купили в аптеке Ринзу и заехали в позную, которая на местном рынке. Собственно кроме поз там больше ничего не было но зато какие вкусные! Наелись, кто съел по три, а кто и по пять штук. Мне полегчало. Поехали на "верхний" рынок за рыбой. Как же мы побываем на Байкале и не отведаем омуля.

Потом Антон с Димой оправились на Байкал, а мы с Федором просто поколесили по городу. Нашли церковь. Очень красивая, белая, с золотыми куполами. Повернули обратно к вокзалу. Оказывается озеро совсем рядом. Всего-то перешли виадук и спустились вниз с холма. И вот перед нами славное море, священный Байкал! Чайки кружат, ловят кого-то. Людей на пляже немного, на песке расставлены скамеечки, грибочки и мусорные баки, всё цивильно и чисто. Если идти дальше по берегу – база отдыха. Одна женщина купалась (а вода холоднючая). Мы посидели на скамейке, съели мороженое. Федор решил "покрестить" свой байк со словами "Я приехал покататься по Байкалу" (типа непосредственно по озеру) Вернулись на вокзал, стали готовить байки к транспортировке в поезде. Получились почти мумии.

Кое как дотащила свой вел до вагона. Погрузились. Выяснилась одна неприятная неожиданность, в кассе перепутали билеты и нам с Федором дали боковые места. Лично меня это нисколько не расстроило, у меня было одно желание: сбить температуру и лечь спать. Парни достали пиво и рыбу. Мы с Димой пили сок (он пиво не пьет). После таблеток немного полегчало. Наконец-то баиньки. Чух-чух, чух-чух...

Проснулись ближе к восьми утра, напились чаю, съели почти все конфеты, потом снова задремали, потом поели... в общем долгая дорога в поезде, весьма скучная. И наконец станция Анзеби! Здравствуй дом! Душ! Горячая вода! Мыло! Шампунь! Компьютер! И конечно же Любимый Муж! Замечательный вечер в чистоте, теплоте, сухости и комфорте с пивом и копченым байкальским омулем! А еще камушки с Байкала и масса впечатлений и воспоминаний!

З.Ы. Пройдено больше 350 км дороги, из которой асфальта нифига не 50%, гораздо меньше. Съедено немеренное количество сникерсов и каши с тушенкой. Выпито очень много воды практически со всех попутных больших рек и чистых ручьев. Поломок всего три: пробиты камеры у Антона и Димы, вышел из строя компьютер у Федора. Огромное спасибо ребятам за поддержку! Еще большее спасибо Федору, который меня "пинал" иногда, заставлял ехать несмотря на все сопротивления моего организма, терпел мои капризы! Иначе я бы даже до Усть-Кута наверное не доехала бы. Классное приключение получилось, надолго запомнится!

С чего всё начиналось ...»»